Подтверждение старых гипотез

Ксения Юдаева
19 января 2004, 00:00

Продуктовыми, маркетинговыми и технологическими инновациями занимаются в основном финансово успешные компании, активно конкурирующие с импортной продукцией

Среди экономистов широко распространено мнение, что российские предприятия практически не занимаются инновационной деятельностью. Данные недавнего обследования предприятий, проведенного совместно Московским центром Карнеги и Институтом экономики переходного периода, свидетельствуют о том, что данное представление стремительно устаревает. Около 53% фирм из 597 опрошенных ответили, что они в последние три года начали производить новые продукты, 31% фирм ввели в действие новые технологии. Более половины фирм, вводивших новые продукты, отметили, что это были абсолютно новые продукты, а не частичное усовершенствование уже имеющихся. Что интересно - 29% фирм заявили, что они занимаются НИОКР, 14% заказывают НИОКР другим предприятиям или организациям. Проведением маркетинговых исследований занимается 27% опрошенных фирм.

Гипотезу о низкой инновационной активности опровергает и тот факт, что 36% фирм ответили, что они сейчас более активно занимаются инновационной деятельностью, чем в 80-е годы. И в то же время 46% фирм считают, что они еще не вышли на уровень 80-х. Стоит отметить, что инновационную активность по сравнению с 80-ми годами повысили в основном те фирмы, которые сталкиваются с более сильной конкуренцией со стороны импорта. Так что открытие экономики явно стимулировало эти компании. Внутренняя же конкуренция существенного влияния не оказывает. Этим Россия отличается от стран Восточной Европы, где отмечается положительное влияние внутренней конкуренции на инновационную активность предприятий.

В качестве основных причин для инновационной деятельности называется улучшение финансового положения компании, рост доли компании на рынке и снижение издержек по производству продукции. Около 60% опрошенных фирм ответили, что они занимаются или хотели бы заняться инновационной деятельностью для того, чтобы выйти на новые продуктовые рынки. Правда, выход на международные рынки является целью только для 31% опрошенных фирм.

Наиболее распространенный способ финансирования инновационной деятельности - собственные средства предприятий. Только 5% из всех предприятий не используют этот источник финансирования, а для более чем 50% фирм это единственный источник финансирования инноваций. Следующий по важности источник финансирования - банковские кредиты, их используют 28% опрошенных фирм. Фирмы, использующие кредитование как способ финансирования инноваций, за счет этого источника покрывают в среднем около 43% своих издержек на инновации. Около 9% фирм имели доступ к средствам, предоставляемым федеральными или региональными правительствами. Однако более чем в 50% случаев эти средства покрывали до 15% от всех расходов на инновационную деятельность. Похожая картина наблюдается и в случае финансирования за счет средств, предоставляемых потребителями продукции. Около 7% опрошенных фирм получали средства на инновационную деятельность от своих владельцев и за счет этого источника покрывали в среднем около 51% своих инновационных расходов. Прочие источники финансирования, такие как выпуск акций и облигаций, финансирование из небанковских финансовых институтов и иностранные инвестиции, имелись менее чем у 2% опрошенных.

Учитывая такие источники финансирования, не приходится удивляться, что большинство фирм считает главным барьером для осуществления инновационной деятельности нехватку собственных средств. По той же причине более прибыльные фирмы занимаются инновационной деятельностью чаще, чем менее прибыльные. Интересно, что среди фирм, которые инновациями не занимаются, процент тех, кто жалуется на недоступность внешнего финансирования, больше, чем на фирмах, занимающихся инновационной деятельностью.

Вероятность того, что фирма занимается инновационной деятельностью, напрямую связана с величиной индекса качества корпоративного управления. Последний включает в себя показатели информационной прозрачности фирмы для ее акционеров, наличие независимых директоров, ведение бухгалтерской отчетности согласно международным стандартам и другие характеристики корпоративного управления. Улучшение качества корпоративного управления обычно используется для повышения цены предприятия, а значит, и для удешевления источников внешнего финансирования.

Результаты обследования позволяют сделать некоторые предположения относительно того, какие факторы будут способствовать усилению инновационной активности российских предприятий, а в конечном итоге и повышению конкурентоспособности российской экономики при ее большей диверсификации. А ключевым фактором в этом процессе стоит считать развитие финансовой системы. В пользу этого свидетельствует то, что рост инновационной активности по сравнению с 80-ми годами произошел в регионах с лучшей финансовой системой, и то, что инновации чаще случаются на фирмах с лучшим качеством корпоративного управления. Не стоит забывать, что конкуренция, прежде всего иностранная, также способствовала этому процессу. Поэтому попытки усилить тарифную защиту по сравнению с текущим уровнем, чтобы дать предприятиям возможность заниматься инновационной деятельностью, вряд ли окажутся успешными.