Когда 15 декабря Энрико Бонди, известный в Италии топ-менеджер, был нанят на работу пищевым концерном Parmalat, он и не предполагал, что ему вскоре придется выступить в роли не только генерального директора, но и кризисного управляющего. Компания, являющаяся одним из лидеров пищевой промышленности Италии, в течение последнего года испытывала финансовые затруднения, в частности с обслуживанием своих долгов. Попытки нового менеджера разобраться в запутанной бухгалтерии привели к неожиданному открытию: многие счета Parmalat были пусты.
Афера
Все развивалось с характерной для корпоративных скандалов скоростью и весьма напоминало события двухлетней давности вокруг американского энергоконцерна Enron. Всего через четыре дня после назначения Бонди Bank of America признал недействительными финансовые бумаги находящейся на Каймановых островах дочерней фирмы итальянского концерна - компании Bonlat. Недостача на счетах этого финансового подразделения составляла 4,8 млрд долларов. Впоследствии сумма увеличилась до 12,8 млрд долларов, а акции компании за несколько дней подешевели на 90%. Финансовый скандал привел к банкротству, и 24 декабря Parmalat подала заявление о защите от кредиторов. Через три дня окружной суд Пармы признал компанию Parmalat банкротом. Энрико Бонди получил дополнительные полномочия кризисного менеджера. Уже в конце декабря итальянская полиция завела уголовное дело по факту финансовых махинаций. Основатель и крупнейший акционер компании Калисто Танци был арестован по обвинению в махинациях и предоставлении ложных сведений о финансовом состоянии фирмы. Уже на первых допросах Танци признал факт растраты за восемь лет 700 млн долларов.
Скандал с "потерянными" миллиардами стал самым крупным в Европе за последние десять лет и быстро приобрел международный размах, поскольку подразделения компании действуют в разных странах на пяти континентах - от Китая и Мозамбика до Австралии и Мексики. Объектом расследования могут стать не только сама компания Parmalat и ее дочерние фирмы, но и ряд крупных финансовых и аудиторских компаний, которые имели дело с оскандалившимся пищевым гигантом. Так, главный аудитор Parmalat, компания Deloitte, до сих пор не представила своих документов относительно отсутствия на счетах Parmalat тех самых 4,8 млрд долларов, с которых начался скандал. Проводя аудиторские проверки, Deloitte верила документам, предоставляемым Grant Thornton, которая, собственно, и обнаружила впоследствии финансовую дыру.
В аферу были втянуты и другие участники рынка продуктов питания, в частности шведско-швейцарский концерн Tetra Pak. Бывший финдиректор Parmalat Фаусто Тонна заявил, что в период с 1996-го по 2003 год шведский концерн отправлял платежи на общую сумму около 115 млн долларов на личные счета Калисто Танци. Tetra Pak эти обвинения отвергла, заявив, что средства перечислялись на счета подразделений Parmalat в рамках возмещения скидок за использование упаковки Tetra Pak. Все указания по организации переводов на счета филиалов в Сингапуре, Мальте и на Карибах выдавались Tetra Pak финансовыми менеджерами Parmalat, соответственно и ответственность лежит на этих менеджерах.
По следам Enron
Финансовые махинации такого масштаба и малоэффективная работа аудиторов вызвали большое недовольство в европейских органах власти в Брюсселе. Член Еврокомиссии Фриц Болкенстайн заявил, что намерен ратовать за введение нового законодательства, по которому аудиторы будут отвечать за достоверность проверенных ими счетов. Иначе финансовые махинации, подобные происходившим в голландской компании Ahold, французской Vivendi и нынешним в Parmalat могут повторяться.
Скандал вокруг Enron привел к краху аудиторскую фирму Arthur Andersen. Сейчас может пострадать репутация целого ряда инвестбанков и аудиторов, которые оказались вовлечены в аферу с Parmalat
"Понятно, что и Еврокомиссия, и инвесторы озабочены тем, что финансовые операции крупных компаний часто оказываются малопрозрачными - это создает возможности для коррупции в финансовых учреждениях и аудиторских структурах, результатом чего становится нечистоплотное управление финансами", - рассказал "Эксперту" аналитик инвестбанка Bear Sterns в Лондоне Эндрю Макгован. Сказанное особенно актуально, если учесть, что при расследовании дела Parmalat особое внимание уделяется операциям компании с офшорными счетами, аудиторами (уже упоминавшейся Grant Thornton) и финансовыми консультантами - инвестбанками Citigroup, Bank of America, Deutsche Bank, JP Morgan и Morgan Stanley. Так, стало известно, что осенью 2003 года, когда над Parmalat стали сгущаться тучи, Deutsche Bank подтвердил стабильность счетов компании рейтинговому агентству Standard & Poor`s. А американская Citigroup через свою дочернюю компании Eureka Securitization Inc. выписала векселей на 4,1 млрд долларов для компаний, связанных с Parmalat.
Хотя руководство Citigroup обещает подать на итальянский концерн в суд, следователи хотят сначала проверить связи американского инвестбанка с Parmalat. Следователи, в частности, озадачены тем фактом, что аналитики инвестбанка в октябре сменили свою рекомендацию в отношении акций Parmalat с "держать" до "покупать". Учитывая, что банки детально выясняют финансовое состояние компаний, прежде чем давать какие-либо рекомендации инвесторам, многие аналитики опасаются, что причиной странных советов Citigroup мог быть конфликт интересов.
Хотя это отнюдь не первый скандал, связанный с действиями аудиторов, его последствия для европейских компаний, инвестбанков и аудиторов могут оказаться далеко идущими. "Скандал с финансовыми махинациями в Enron привел к краху аудиторскую фирму Arthur Andersen, которая за несколько месяцев потеряла треть своих клиентов. Сейчас может пострадать репутация целого ряда инвестбанков и аудиторов, которые вовлечены в аферу с Parmalat. Не исключено, что скандал такого масштаба может привести и к законодательным переменам в Европе, как это произошло в США благодаря введению акта Сарбанеса-Оксли", - рассказал "Эксперту" аналитик исследовательского центра Global Insight Дэниел Мартли.
Вполне вероятно, что аудиторам скоро придется привыкать к новым правилам работы. В 2002 году агентство Bloomberg провело исследование, в результате которого выяснилось, что аудиторы не заметили более половины потенциальных банкротств. Введение нового законодательства может потребовать от них повышения стандартов и, что более важно, несения ответственности за аудит счетов.
Лондон