Проигравшие даже не плачут

19 января 2004, 00:00

На состоявшемся в пятницу 16 января заседании Госдумы были распределены ключевые посты. Теперь можно констатировать, что достигнутый на декабрьских выборах успех "Единой России" аппаратными способами умело закреплен и приумножен.

Новый регламент Думы был принят еще 29 декабря. Этот документ резко снизил роль лидеров фракций, сделав ее почти декоративной. Раньше в состав совета Думы, коллегиально решавшего все принципиальные вопросы, вожди входили по должности, и каждая фракция или депутатская группа - независимо от ее численности - была представлена там лишь одним голосом. Сегодня состав совета формируется из спикера и его заместителей, а вице-спикеров у фракций может быть разное количество: чем больше фракция - тем больше у нее голосов в совете. На практике это обернулось тем, что ЕР делегировала туда пять замов, а КПРФ, "Родина" и ЛДПР - по одному.

Впрочем, для одного лидера сделано исключение: Борис Грызлов вошел в совет Думы как председатель палаты, сохранив руководящую роль и во фракции. Подобное совмещение постов - наше ноу-хау, аналогов в мире нет. Придумка эта служит все той же цели - максимально усилить ЕР и сделать всю палату полностью контролируемой. О том, что все до единого комитеты и комиссии ГД возглавили "медведи", и говорить излишне - пакетный принцип отброшен за ненадобностью, что, по мнению Владимира Жириновского, воспринявшего ситуацию философически, вполне логично.

Итак, механизм отстроен и заточен на эффективную законодательную работу. Первый вице-спикер Александр Жуков убежден, что эта работа обречена на успех, поскольку реализуется на практике идея правящей партии, поддерживающей своими законодательными усилиями кабинет министров. Во всяком случае премьер Михаил Касьянов новые думские расклады воспринял с энтузиазмом.

Отсюда логично вытекает - если эта дружная работа не приведет к каким-то зримым для общества позитивным результатам, то всю полноту ответственности Думе придется разделить с правительством. Равно как и президенту Владимиру Путину, поскольку нынешняя парламентская конфигурация сложилась при его согласии и участии.