Интервью с Норбертом Вальтером

Ольга Власова
19 января 2004, 00:00

О влиянии падения курса доллара на мировую экономику и перспективах американской валюты "Эксперту" рассказывает главный экономист Deutsche Bank Норберт Вальтер

- Как падение доллара влияет на мировую экономику? Как рост евро отражается на экономике ЕС?

- Падение доллара влечет за собой целый ряд последствий. Во-первых, создаются условия для ценовой конкурентоспособности американских производителей. Вследствие слабого доллара она определенно вырастет, и через некоторое время это приведет к коррекции неприемлемо большого платежного дефицита.

Во-вторых, со временем это отразится на стоимости финансирования. Если ожидается, что доллар будет падать, то очевидно, что вкладчики захотят получить премию в виде дополнительных процентов по вкладам в качестве платы за риск. Это, в свою очередь, поднимет стоимость финансирования для американских потребителей и инвесторов. В итоге рост процентных ставок приведет к ослаблению потребительского спроса в США и поможет сократить объем товаров, импортируемых Америкой.

Оба эти фактора негативно отразятся на экономиках стран-экспортеров: они рискуют потерять определенную долю рынка, а рост объема их продаж значительно снизится. Особенно это актуально для Японии, Европы и в значительно меньшей степени для Китая, который, по всей видимости, стоит на пути перегрева экономики. Чтобы противостоять негативным последствиям, эти страны должны стимулировать внутреннюю экономику при помощи инструментов фискальной и денежной политики. Однако оба региона, Япония и Европа, имеют весьма ограниченное пространство для маневра: у них практически не осталось запаса для снижения процентной ставки, а их бюджеты обременены слишком большими тратами. Таким образом, можно сказать, что наиболее вероятным следствием падения доллара будет ослабление мировой экономики.

- Какой курс доллара является наиболее приемлемым для экономики Евросоюза? На каком уровне этот процесс станет опасным для европейцев?

- Исходя из практических наблюдений можно сказать, что оптимальный для Европы курс - это 1,10 доллара за евро. Сегодняшний курс от 1,25 до 1,30 представляет собой переоценку на 15%. Учитывая, что каждые 10% переоценки отнимают 3% от годового экспорта (реакция наступает через шесть месяцев), то можно подсчитать, что, например, для Германии существующая переоценка евро обернется сокращением темпов роста ВВП на 0,5%. Соответственно, если ожидания роста ВВП составляют 2% на 2004 год, то, учитывая, что это третий год стагнации, подобный эффект определенно может быть очень опасным для немецкой экономики. Если же устойчивым курсом доллара к евро будет 1,40, то это обязательно спровоцирует рецессию в Европе.

- До какого уровня может упасть доллар?

- Наверное, никто сейчас не представляет, до какого максимального уровня может подорожать евро. Если полагать, что прошедшие тридцать лет могут выступать в качестве "путеводителя" для моделирования ситуации, то можно сказать, что тридцатипроцентное отклонение от оптимального курса может быть названо критической точкой. Так что получается, что критической величиной для евро по отношению к доллару является курс 1,40. Стоит, однако, заметить, что раньше текущий платежный дисбаланс никогда не достигал уровня 5% от американского ВВП, или 500 миллиардов долларов в год.

- Нынешнее падение доллара напоминает аналогичный процесс, происходивший в середине восьмидесятых годов. Возможно ли сегодня договориться о поддержке американской валюты примерно так, как это было сделано во время заключения соглашения в отеле "Плаза" или Луврского соглашения о защите доллара?

- Классические инструменты денежной политики, применимые для предотвращения нежелательных вариаций курса, могут быть следующими: во-первых, это повышение процентной ставки в США, а во-вторых, снижение процентной ставки в Европе и Японии. Обе возможности крайне непросто использовать в создавшейся ситуации. В США президент хочет быть переизбранным в 2004 году, и здоровый экономический подъем, несомненно, увеличил бы его шансы на победу. В Японии стоимость кредита фактически и так равна нулю и не может быть ниже. В Европе же ставка репо уже составляет 2% годовых, то есть не имеет значительного запаса для понижения.

Другой инструмент для оказания влияния на курс валюты - это массированная (нестерилизованная) интервенция на валютном рынке. Однако к этому виду интервенции ФРС США и Европейский центробанк испытывают почти религиозное отвращение. Если и будет использоваться интервенция, то только тактическая, направленная на поддержание доллара, если в какой-то момент он упадет ниже, чем это представляется приемлемым. Во всяком случае, мое мнение таково: ни один центральный банк не предпримет никакой интервенции до тех пор, пока курс доллара по отношению к евро не достигнет 1,40. Соглашение, подобное заключенному в отеле "Плаза", будет возможно, только если разразится настоящая катастрофа.