Хагакурэ в цвету

26 января 2004, 00:00

"Последний самурай", свежайший мегапроект мегазвезды Тома Круза (он здесь продюсер и исполнитель главной роли), - фильм смешной (а скорее, смехотворный). В России же он должен смотреться и вовсе уморительно после выхода "Алмазной колесницы" - японско-самурайского ретро Бориса Акунина. Потому что сюжетное совпадение - почти буквальное.

Тот же XIX век, почти те же годы - 1876-й и 1877-й. Герой Тома Круза эдаким брутальным американским Фандориным (благо брюнет, даром что не только усатый, но и бородатый) приезжает в ту же Иокогаму - не помощником консула работать, а военспецом, обучать реформируемую японскую армию западной тактике и обращению с американскими винтовками. И встречает ту же картину постреформенной Японии (имеются в виду знаменитые реформы Мейдзи, развернувшие патриархальную Страну восходящего солнца к Западу передом) - распад феодальной системы отношений с ее кодексом Бусидо, самурайской верностью сегуну и готовностью по любому поводу взять вакасатси и учинить под сакурой сеппуку, сиречь харакири.

Феодалам старой закалки реформы не по душе, они бунтуют - и во время одной из стычек носитель катаны и патриархальных ценностей по имени Хашимото берет героя Круза в плен. Тот в плену проникается самурайским духом, влюбляется в прекрасную японку, овладевает сето и дайто, а во время решительной схватки с оснащенной не только винтовками, но и тяжелой артиллерией императорской армией, обнажив катану, встает плечом к плечу с Хашимото-сан. И пускает скупую мужскую слезу, когда того с присными неблагородно и неэстетично, совсем не по Хагакурэ, расстреливают. И остается в итоге последним настоящим самураем.

В кадре время от времени пробегают ниндзя, проходят гейши, живописно цветет развесистая сакура и появляется из облаков Фудзи (если бы режиссер Цвик снимал про Россию, то все бы бесперечь плясали вприсядку под балалайку, пили бы водку и стаканами закусывали). Схватка вооруженных холодным оружием самураев с вестернизированными императорскими войсками закачивается применением последними пулеметов - это в Японии-то в 1877-м! Ближе к финалу скупые мужские слезы проливаются литрами. Не забыта (разумеется) и политкорректность: герой, до того как отправиться в Страну восходящего солнца, участвовал в геноциде американских индейцев, а пообщавшись с монголоидами уже в лице сынов Аматэрасу, полностью в своих предыдущих действиях раскаялся. И вот уже доллары - на сегодняшний день в количестве ста миллионов только в американском прокате - текут рекой. А российского зрителя преследуют видения: Том Круз возвращается в Америку, становится Статским Советником, гоняется за Джеком-Потрошителем, спасает последнего из, допустим, Рузвельтов и в конце концов - во время погони за очередным ниндзя-шпионом - встречается на Эльбе с изрядно постаревшим, но по-прежнему героическим Эрастом Петровичем. И за кружкой саке ветераны-самураи предаются ностальгическим воспоминаниям о катанах, гейшах и прочих - одинаково фальшивых по обе стороны океана - дзюйдзицу.