Реанимация красного коня

26 января 2004, 00:00

Проходящая на Крымском валу большая выставка Кузьмы Петрова-Водкина открывает проект Третьяковской галереи под названием "Сезоны великих мастеров". Цель проекта - реанимировать интерес к русским художникам-авангардистам, тем самым, чьи полотна заполняют необъятные пространства нового здания галереи. Приступы такого интереса мы переживали в перестройку, когда Малевич, а затем Филонов были объектами трепетного внимания. Сегодня от этого трепета не осталось и следа. Если тогда для ажиотажа достаточно было просто выставить полотна, то сегодня нужны специальные средства воздействия на зрителя. Похоже, в галерее это прекрасно понимают: не случайно выставку Петрова-Водкина сопровождает продажа книг, видеоматериалов, паззлов, маек, календарей с "Купанием красного коня" - самой знаменитой картиной художника.

Сказать по правде, специальными эти средства являются только у нас. Как правило, наши музейные киоски заполнены главным образом давно потерявшими актуальность книгами, которые к тому же не имеют отношения к самой экспозиции. А если таких киосков много, как в том же здании на Крымском валу, то они непременно превращаются в филиал Измайловского парка: кустарные поделки, сувениры, самоцветы, расписные платки, народная игрушка, палехские шкатулки и все в том же роде. Между тем во всем мире музейные магазины - едва ли не главные пропагандисты музейных собраний. Римейки дизайнерских вещей, хранящихся в экспозиции, репродукции любого полотна или графического листа, предметы, созданные "по мотивам" экспонатов, и классные, аутентичные, копии мелкой пластики и украшений - вся эта большая индустрия поддерживает на плаву зрительский интерес к музейному искусству, которое само по себе уже не может стать возбудителем общественного спокойствия.

Что касается Петрова-Водкина, то это, можно сказать, идеальный объект для новой художественной пропаганды. Художник большой, представитель столь чтимого русского авангарда, но не абстракционист - а значит, есть шанс, что искусство его будет понятно и принято широким зрителем. Никаких страстных увлечений его личностью публика не переживала. Самое время начать серьезный, продолжительный роман.