Спецслужбы Ливии и Америки объединили свои усилия в борьбе против "Аль-Каиды". С таким заявлением выступил ливийский лидер Муаммар Каддафи в недавнем интервью итальянской газете Republica. Политологи заговорили о большом прорыве в отношениях между Триполи и Вашингтоном.
До последнего времени Ливия считалась в США "государством-изгоем". Однако теперь президент Джордж Буш решил изменить свою политику в отношении этой страны и представить ее "преображение" как еще один положительный эффект от победы американцев в Ираке. В своем недавнем обращении к нации президент назвал неожиданный прорыв в отношениях с Ливией одним из доказательств того, что война против Ирака была правильным решением. По его версии, Каддафи пошел на попятную именно потому, что испугался разделить участь Саддама Хусейна.
Впрочем, по мнению политологов, причины замирения Каддафи с Америкой носили скорее экономический характер: в условиях санкций и отсутствия инвестиций Ливия все больше отстает от динамично развивающихся соседей - Египта и Туниса. В течение последних пяти лет Триполи пытался найти общий язык с Америкой, чтобы привлечь инвестиции американских нефтяных компаний. Но, несмотря на отмену санкций ООН, Америка продолжала сохранять односторонний режим санкций против Ливии.
Пытаясь преломить нерасположение американцев, сразу же после 11 сентября Каддафи предложил свою помощь в борьбе против талибов и "Аль-Каиды" и вскоре согласился даже на сворачивание программ по разработке оружия массового поражения. Однако реальный прогресс в отношениях был достигнут совсем недавно - во время активных тайных переговоров, которые в последние месяцы велись ливийскими, американскими и британскими спецслужбами в Вашингтоне, Лондоне и Риме.