Неэффективный инструмент

Максим Рубченко
2 февраля 2004, 00:00

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) был учрежден в декабре 1991 года как инструмент участия крупного бизнеса в формировании политики нового российского государства. Бессменным президентом РСПП с момента его создания является Аркадий Вольский.

В 1992-2000 годах основная деятельность РСПП, согласно официальной справке Союза промышленников, "была нацелена на формирование собственного видения проблем и путей выхода из кризиса, разработку своих предложений в экономической и социальной сферах, поиск способов воздействия на содержание и методы реализации реформ". В середине девяностых годов работа РСПП сосредоточилась на выстраивании партнерских отношений с государством и "содействии адаптации российских предприятий к рынку".

В 2000-2001 годах вступление в состав РСПП целого ряда влиятельных бизнесменов обусловило новый статус союза: он становится реальной силой, лоббирующей интересы крупного бизнеса. Возникает традиция регулярных встреч членов РСПП с президентом, представители Союза промышленников вошли в ряд совещательных органов при правительстве с целью "обеспечить более эффективное влияние деловых кругов на решения власти". На практике это воплотилось в следующие предложения.

Ноябрь 2001 года. РСПП подготовил законопроект "Об исчислении цен для целей налогообложения". Основные положения данного законопроекта подразумевали недопустимость контроля государственных органов за ценами по сделкам, осуществляемым в России. Соответствующий закон так и не был принят, в результате чего одним из обвинений по "делу ЮКОСа" стало занижение трансфертных цен с целью минимизации налоговых платежей.

Январь 2002 года. Российский союз промышленников и предпринимателей обратился к премьер-министру Михаилу Касьянову с письмом, в котором попросил отсрочить на два года вступление в действие главы 25 Налогового кодекса ("Налог на прибыль"). Просьба проигнорирована.

Март 2002 года. РСПП выступил с обращением к депутатам Государственной думы, членам Совета Федерации и правительству РФ вернуть в первое чтение новую редакцию закона "О банкротстве", поскольку этот законопроект содержал "серьезные концептуальные недостатки, которые невозможно исправить в последующих чтениях за счет поправок и дополнений". Обращение было проигнорировано органами власти.

Июнь 2002 года. Рабочая группа РСПП по реформе энергетики передала в парламент 14 замечаний к законопроектам о реформе: о нецелесообразности учреждения уполномоченных компаний - экспортеров электричества, о необходимости четко зафиксировать в законе все возможные составляющие будущего тарифа на электроэнергию (транспортную составляющую, расходы на диспетчеризацию и инвестиционный тариф) и порядок их использования, о лишении Федеральной сетевой компании (ФСК) и системного оператора (СО) права участия в покупках и продажах электричества. Многие из поправок были приняты парламентом.

Февраль 2003 года. На очередной встрече с президентом члены РСПП попытались обсудить тему коррупции, после чего Владимир Потанин публично выразил сомнение в результативности подобных бесед. Аркадий Вольский после встречи с президентом пообещал "в течение трех месяцев сформулировать наши предложения по этой достаточно сложной и важной для всего общества проблеме". Предложения не представлены до сих пор.

Март 2003 года. Бюро РСПП приняло решение подготовить законопроект, призванный ограничить деятельность силовых органов при коммерческих разбирательствах. Поводом послужило заявление, сделанное накануне генерал-лейтенантом налоговой полиции Виктором Васильевым, который публично обвинил "Газпром" в сокрытии налогов на сумму в 30 млрд рублей, после чего акции газового монополиста рухнули сразу на 8%. На сегодняшний день судьба этого законопроекта неизвестна.

Октябрь 2003 года. По настоянию РСПП в законопроект "О валютном регулировании и валютном контроле" был внесен целый ряд поправок. Из законопроекта исчезло упоминание о режиме счета и разделение на текущие и капитальные операции. Перечень валютных операций, по которым ЦБ может устанавливать ограничения, и сам список возможных ограничений стали закрытыми. Появилось положение, согласно которому все неясности валютного законодательства, по аналогии с налоговым, должны трактоваться в пользу субъектов проведения операций. По настоянию РСПП были отменены ограничения на привлечение кредитов и займов на срок менее полугода, покупку недвижимости у нерезидентов, а также на любые сделки, которые проходят через заграничные счета резидентов. Однако вопреки требованиям членов РСПП за Центробанком осталось право по собственному усмотрению вводить режим счета по капитальным операциям и требовать от участников сделки резервирования до 20% от ее суммы на срок до года при ввозе валюты и до 100% на два месяца - при вывозе.

Ноябрь 2003 года. Аркадий Вольский объявил, что Российский союз промышленников и предпринимателей приступил к разработке проекта закона о промышленной политике. В основу закона легли идеи руководителя экономического управления президентской администрации Антона Данилова-Данильяна о форсированном развитии в России импортзамещающих производств.

Кроме того, в последние годы РСПП активно лоббировал введение в России механизма концессий и вступление России в ВТО (в связи с чем союз даже подготовил целый пакет законопроектов). К каким-либо реальным результатам эта работа пока не привела.