Время сливаться

Василий Сычев
9 февраля 2004, 00:00

После многолетнего спада на рынке слияний и поглощений в 2004 году начался рост. Однако чрезмерная активность в этой сфере может подорвать потенциал развития бизнеса западных стран и привести к снижению уровня корпоративного управления

Улучшение ситуации в мировой экономике привело к резкому увеличению числа и объема сделок по слиянию и поглощению компаний (M&A). Начался 2004 год с покупки J. P. Morgan Chase за 58 млрд долларов чикагского BankOne. В конце января одна из ведущих сотовых компаний мира - британская Vodafone - объявила о намерении приобрести американскую телекоммуникационную компанию AT&T. Первоначально за AT&T предлагалось около 30 млрд долларов, однако специалисты уверены - в течение нескольких недель цена возрастет, ведь интерес к покупке AT&T проявила не только Vodafone, но и другие компании. Примерно в то же время стало известно о намерении французской фармацевтической компании Sanofi-Synthelabo приобрести "соотечественницу" - компанию Aventis. За нее предложили чуть более 63 млрд долларов, однако руководство Aventis отказалось - цена показалась слишком низкой. Так что и здесь можно ожидать существенного повышения стоимости сделки - до 80-90 млрд долларов.

Слияния во время роста на 15% менее эффективны, чем слияния в момент экономического спада. Более того - сделки M&A, проведенные в период роста, зачастую не только не создают новую стоимость, но уничтожают и существующую

Сделок такого масштаба не было с конца 90-х годов, и эксперты уже говорят, что "рынок M&A завелся с полоборота", большинство даже полагает, что спад в этом сегменте инвестбизнеса преодолен.

Сливаться выгодно на волне роста

Активность на рынке слияний и поглощений (M&A) неуклонно снижалась с 2001 года. Не слишком удачным для этого рынка выдался и минувший год. Так, в 2003 году было совершено более 15 тыс. сделок по слиянию, что на 25% меньше, чем в 2002 году (почти 21 тыс. сделок), в денежном выражении общая стоимость завершенных сделок снизилась на 16% - с 1,2 трлн долларов до 1,0 трлн долларов. "Основная причина низкого числа объявленных и завершенных сделок M&A в том, что фирмы стремились сокращать расходы и уходить из непрофильных для себя сфер деятельности", - сказал "Эксперту" экономист исследовательского центра Economist Intelligence Unit Бен Джоунс.

Но именно в том "плохом" году появились первые признаки улучшения ситуации. Уже в первом полугодии 2003 года в Азии было зарегистрировано два крупных слияния: японских торговых домов Nissho Iwai и Niehimen (стоимость сделки - 7 млрд долларов); австралийской News Corporation c американской компанией Hughes Electronics (6,5 млрд долларов). К концу года была совершена сделка, которая позволила говорить о появлении тенденции к росту, - в конце октября о намерении слиться объявили Bank of America и FleetBoston Financial (48 млрд долларов).

"Рост числа сделок по слиянию вызван тем, что сегодня в развитых экономиках ситуация постепенно улучшается. Это позволяет уже сейчас говорить, что практически все большие компании в скором времени сменят тактику и переориентируются на экспансию, - считает Бен Джоунс. - Определенную роль в этом сыграют перемены на финансовых рынках. Рано или поздно процентные ставки начнут повышаться, что сделает долг менее привлекательным средством финансирования компаний. Но зато вырастет привлекательность фондового рынка: котировки растут по всему миру включая Европу и США. При слияниях значительная часть сделки заключается на условиях обмена акциями, поэтому более высокие котировки акций означают удешевление реальной стоимости сделки для компаний, которым приходится меньше занимать на долговом рынке".

О преимуществах слияния в условиях экономического роста говорят и специалисты Boston Consulting Group (BCG). "Во время экономического роста менеджмент компаний имеет стимулы и возможности для расширения бизнеса. С другой стороны, бизнес целевых компаний, то есть тех, которые поглощаются, может быть реализован по более высокой цене. Оба этих фактора подталкивают менеджмент компаний к слияниям. Кроме того, в периоды бурного экономического роста компании, как правило, имеют достаточно средств на своем балансе для совершения сделок. И вообще получить кредит во время экономического подъема гораздо проще", - сказал "Эксперту" глава московского офиса BCG Штефан Дертниг.

"На рынке слияний и поглощений явно наметилась повышательная тенденция. Ситуация резко отличается от спада последних нескольких лет", - отметил в разговоре с "Экспертом" финансовый консультант консалтинговой компании A. T. Kearney Никола Мэсси. По его мнению, первое отличие - рост оптимизма руководителей компаний. Индекс CEO Confidence (индекс, измеряющий настроения топ-менеджеров) в последние полгода растет. Это означает, что компании опять думают о росте, о расширении и захвате большей доли рынка. Второе отличие - растут фондовые рынки, что подстегивает и рынок M&A. "Если 2003 год был годом облигаций, то 2004-й, скорее всего, будет годом акций и сделок по слияниям и поглощениям. Это может вернуть рынок M&A в нормальное состояние", - считает Никола Мэсси.

Подъем на рынке M&A прогнозируют и аналитики консалтинговой компании KPMG. В доказательство они приводят следующие аргументы. Во-первых, в конце 2003-го - начале 2004-го увеличилось не только число сделок, но и число попыток недружественного поглощения. Это, по мнению специалистов KPMG, свидетельствует о растущем доверии к рынку. Во-вторых, было отмечено сокращение сроков завершения крупных сделок (свыше 1 млрд долларов), что свидетельствует о возросшем интересе компаний к объединению бизнесов.

Трезвый взгляд на слияния

Впрочем, нынешним подъемом на рынке M&A обольщаться не стоит. Его реальное самочувствие во многом будет зависеть от того, удастся ли компаниям Vodafone и Sanofi-Synthelabo предложить акционерам и менеджменту поглощаемых компаний приемлемые условия. Не менее важно, чтобы ранее объявленные в конце прошлого - начале нынешнего года крупные сделки по слиянию были успешно доведены до конца. Только тогда можно будет всерьез говорить, что рост активности на рынке слияний и поглощений набрал такую силу, что стал долгосрочной тенденцией.

Тревожащая тенденция прошлого года - многие инвестбанки в надежде на то, что в будущем они получат преимущество при финансовом обслуживании компаний, консультировали сделки по слияниям совершенно бесплатно

Экономический подъем в развитых странах - главный фактор роста M&A - пока достаточно неустойчив. Бизнес и корпоративные инвестиции не готовы еще сыграть роль того локомотива роста, каким они были в 90-х годах. И столь бурная активность на рынке M&A в самой начальной фазе роста может сослужить экономике плохую службу. "Проведенное нами исследование 277 компаний показало, что наиболее эффективным инструментом с точки зрения создания и роста стоимости являются слияния, совершенные в период спада: слияния, совершаемые во время роста, на 15 процентов менее эффективны, чем слияния, совершенные в момент экономического спада", - говорит Штефан Дертниг из BCG. Более того, исследование BCG показало, что сделки M&A, произведенные в период роста, зачастую не то что не создают новую стоимость, а уничтожают ту, что есть. Так что всплеск активности на рынке слияний и поглощений может снизить эффективность бизнеса, а значит, и ухудшить перспективы экономического роста в развитых странах.

Не меньше влияние на рынок M&A окажут и те мотивы, которые движут его участниками. Уже в прошлом году наметилась тревожащая тенденция: многие инвестбанки в надежде на то, что в будущем они получат преимущество при финансовом обслуживании компаний, консультировали сделки по слияниям совершенно бесплатно. "Эта практика была начата инвестбанками, которые объединены с коммерческими банками, такими как Citigroup, J. P. Morgan, CSFB и др. Они могут себе позволить предоставлять услуги бесплатно, чтобы выбить конкурентов с рынка M&A, который и так был очень небольшим в прошлом году. Однако подобная практика ставит вопросы о том, насколько добросовестно инвестбанки консультируют компании по вопросам слияний и поглощений? Ставят ли они при этом на первое место интересы клиента или же свои собственные интересы, например обслуживание корпоративных счетов в будущем?" - говорит Никола Мэсси из A. T. Kearney. Этот "бесплатный" консалтинг нарушает баланс сил на рынке -меняет привычное распределение ролей и саму суть конкуренции в инвестбизнесе. А это приводит к проблемам с корпоративным управлением и скандалам, как оно и было на Уолл-стрит в 2002 году.

В подготовке статьи принимал участие Александр Кокшаров