Контракт подписан, нефти пока нет

9 февраля 2004, 00:00

В Баку состоялось подписание документов по финансированию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, по которому каспийская нефть будет напрямую, в обход России, доставляться в средиземноморский терминал. Строительство 1700-километрового трубопровода потребует суммарных инвестиций в 3 млрд долларов. Согласно подписанным документам, по 250 млн выделяют Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Международная финансовая корпорация (МФК), пытающиеся благодаря реализации проекта изменить к лучшему экономическую ситуацию на Кавказе. Остальные инвестиции поступят от частных компаний, участвующих в проекте. В консорциуме представлены компании BP (30,1%), ГНКАР (25%), Unocal (8,9%), Statoil (8,71%), TPAO (6,53%), ENI (5%), Total (5%), Itochu (3,4%), ConocoPhillips (2,5%), INPEX (2,5%) и Amerada Hess (2,36%). На строительство трубопровода BP готова выделить кредитных средств в размере 500 млн долларов, ГНКАР - 170 млн долларов.

Строительные работы начались в апреле 2003-го и завершатся к концу нынешнего года. Азербайджанский участок нефтепровода должен быть построен к сентябрю, грузинский - к октябрю, а турецкий - к декабрю 2004 года. Начало экспорта азербайджанской нефти по новому нефтепроводу намечено на второй квартал 2005 года. Пропускная способность нефтепровода составит 50 млн тонн в год. Но только если найдется нефть, которую в него можно будет закачать. Проблема состоит в том, что в Азербайджане может не оказаться столько нефти, чтобы загрузить новый трубопровод. По предварительным оценкам, за 2003 год здесь было добыто лишь 18 млн тонн. Геологические изыскания на перспективных месторождениях не подтвердили данные о гигантских запасах в азербайджанском секторе Каспия. В этой ситуации окупить проект мог бы транзит через Баку-Джейхан казахстанской нефти, которая сейчас попадает на мировой рынок только через Новороссийск.

Однако представителей Казахстана на подписании не было: прибыли лишь западные нефтяники и инвесторы да министры иностранных дел Грузии и Турции. Вряд ли совпадением является и то, что, ссылаясь на перегруженность Босфора, с 1 января Турция ввела новые ограничения на передвижение танкеров через этот пролив. Ведь с 1998 года проход судов (в основном танкеров с российской и казахстанской нефтью) через Босфор вырос на 40%. Однако введение запрета на передвижение по проливам танкеров в темное время суток создало "пробки" и проблемы с поставками нефти как раз накануне подписания бумаг по проекту Баку-Джейхан, который активно лоббируют Анкара и Вашингтон.

США неоднократно заявляли, что реализация проекта выведет каспийскую нефть на мировой рынок, что снизит зависимость Америки от импорта ближневосточного сырья. Интересно, что на самом деле зависимость Вашингтона от нефти из Персидского залива после завершения строительства трубопровода из Баку (если нефтепровод все же начнет работать) лишь возрастет. Большую часть каспийской нефти будут потреблять европейские страны в силу географической близости и дешевизны транспортировки из Турции. Это значит, что они же станут покупать меньше нефти на Ближнем Востоке, часть которой направится в США.