Китайцев научат телебизнесу

16 февраля 2004, 00:00

На прошлой неделе правительство Китая разрешило иностранным компаниям становиться совладельцами китайских телевизионных каналов и кинопродюсерских компаний. Комментируя это событие британской газете Financial Times, председатель ведомства Госсовета КНР по делам телевидения, радиовещания и кинематографии Чжу Хун заметил, что принятая мера означает фундаментальное изменение в подходе китайского государства к контролю в медиасфере. До сих пор иностранцы могли лишь принимать участие в создании теле- и кинопродукции в Китае, но не имели доступа к акциям и управлению.

Ослабление государственного контроля в медиабизнесе не стало сенсацией: эта мера была давно внесена в долгосрочный план постепенной трансформации коммунистического общества в капиталистическое и с нетерпением ожидалась западными инвесторами. Пока, разумеется, иностранцы смогут становиться только миноритарными акционерами, а сфера их действия все еще ограничивается спортивными и развлекательными каналами. Все новостные программы и телеканалы по-прежнему будут принадлежать и контролироваться коммунистической партией Китая.

Помимо простого исполнения "планового ослабления поводий" китайские власти рассчитывают, что приход иностранного бизнеса в кино и телевидение поможет перевести оба сектора в рыночное русло и научит их зарабатывать деньги самостоятельно. Пока же многочисленные каналы китайского телевидения (а их число постоянно растет) жестоко страдают от недостатка материала, чтобы их заполнить. Воспитанные на авторитарных традициях, китайские телевизионщики не в состоянии отвечать на новые запросы общества, а их попытки подражать западным программам приводят к появлению телепродукции весьма низкого качества.

Приглашая к себе западные компании, китайцы больше всего заинтересованы не в дополнительной дозе иностранных инвестиций, а в приобретении нового опыта по созданию и управлению современным медиабизнесом. Впрочем, многие эксперты полагают, что в долгосрочном плане перспективы западных медиакомпаний на китайском рынке далеко не блестящи: вполне возможно, что после того, как китайские кинопродюсеры и телевизионщики в совершенстве освоят новую для них отрасль, они с легкостью вытеснят с рынка своих учителей.