Последний крупный порт

16 февраля 2004, 00:00

Ванино - последний крупный российский порт, контролируемый государством, - скоро окажется в частных руках. "Базовый элемент" выкупил около 13% его акций и собирается приобрести еще 55% бумаг из госпакета.

Тихоокеанский порт Ванино - весьма привлекательный объект для многих российских экспорториентированных компаний. Он имеет выходы и на Транссиб, и на БАМ. В 2003 году через него прошло 5,64 млн тонн грузов, по этому показателю он занимает седьмое место среди крупнейших российских портов. 55-процентный пакет акций предприятия, принадлежащий Минимуществу, должен быть продан в этом году. Его стоимость эксперты оценивают в 15 млн долларов. На госпакет Ванина претендуют несколько крупных промышленно-финансовых групп. Скупив на открытом рынке 13% акций порта, "Базовый элемент" стал среди потенциальных покупателей "первым среди равных". Да и руководство Ванинского морского порта не скрывает, что считает "Базэл" идеальным покупателем.

Интерес "Базового элемента" к Ванино не случаен. Порт - хороший объект для перепродажи, даже родственным структурам. Напомним, что совладелец "Базового элемента" Олег Дерипаска - одновременно и акционер "Русского алюминия". "Русал", в свою очередь, является главным клиентом Ванинского порта, через который он экспортирует алюминий на азиатские рынки и импортирует глинозем из Австралии. Если портом завладеет "Русал", то он сможет замкнуть технологическую цепочку, а заодно получить возможность формирования тарифов на перевалку. Кроме того, Ванино может оказаться интересным еще и группе МДМ, которой принадлежат почти все крупнейшие угольные компании Восточной Сибири и Дальнего Востока. А в порту Ванино есть терминалы по перевалке угля, так что группа МДМ наверняка ими заинтересуется, если будет расширять экспорт.

Между тем покупка Ванина может быть интересна "Базовому элементу" и по стратегическим соображениям. Компания намерена вложить 900 млн долларов в достройку Амурского целлюлозно-бумажного комбината. Если ЦБК заработает в полную мощь, то для экспорта продукции ему понадобится дружественный дальневосточный порт.