Лбом о берлинскую стену

Культура
Москва, 23.02.2004
«Эксперт» №7 (408)
Берлинский кинофестиваль так и не сумел отказаться от излишней политизированности. Образцовой политкорректностью заразились все - и отборщики конкурсных фильмов, и жюри

Когда два года назад легендарного многолетнего директора Берлинского кинофестиваля Морица Де Хадельна сменили на Дитера Косслика, предполагалось, что мировой кинофест номер два в результате избавится от постоянных упреков в чрезмерной политизированности. Берлин, когда подспудно, а когда и явно желавший стать номером один, всегда безнадежно проигрывал ценящему собственно качество кино Канну - именно потому, что пытался усидеть на бесчисленных стульях всех актуальных социальных тем. Однако 54-й Берлинский кинофестиваль в очередной раз доказал, что изменений ждать не приходится. Он традиционно открылся Большим Голливудским Фильмом ("Холодной горой" Энтони Мингелы), традиционно погрузился в беспросветную социальщину и традиционно завершился ее триумфом. Разве вот Косслик, становясь рулевым Берлинале, обещал составить протекцию родному кино - и в 2004-м "Золотой медведь" достался-таки немецкому фильму. Но и тут что немцу здорово, то остальным - без разницы.

Скромный победитель

Нынешняя немецкая победа выглядит компенсацией за прошлый год, когда в триумфаторы прочили еврохит "Гуд-бай, Ленин!" - а "золото" ушло к фильму Майкла Уинтерботтома "В этом мире". Но, хотя фильм-победитель "Лоб в лоб" - далеко не шедевр, даже самые едкие критики не упрекают жюри под водительством Фрэнсис Макдорманд (звезды лент братьев Коэнов) в подыгрывании стране-хозяину. Программа 54-го Берлинале была слабой настолько, что победа "Лоб в лоб" ни возмущения, ни особого удивления не вызывает: а почему бы и нет?

Тридцатилетний режиссер Фатих Акин, немецкий турок, снял картину про немецких турок. Налицо почти идеальный набор тем для берлинского триумфатора: социальная актуальность (причем еще и своя, германская), иммигранты, бедность, алкоголизм, суицидальность, большие проблемы в личной жизни персонажей и мрачный финал.

Герой - бедный и неприкаянный турок-алкоголик по имени Кахит. Пьет, буянит, работает уборщиком. Однажды спьяну врезается на автомобиле в стену на полном ходу, однако выживает и попадает в клинику для самоубийц. Там знакомится с такой же суицидальной девушкой, порезавшей себе вены на почве нереализованной из-за родительской тирании сексуальной озабоченности. Дальше начинается буквально фильм Дм. Астрахана "Перекресток", только на немецко-турецкий депрессивно-фестивальный манер: герои заключают фиктивный брак, перерастающий в большое и светлое чувство... но это вам не Астрахан, закончится все плохо.

Фильм Фатиха Акина - нормальная, крепкая работа, даже и не без некоторой эстетской претензии. Но по большому счету - абсолютный середнячок, который благополучно забудут уже через год.

Триумф политкорректности

54-й Берлинский кинофестиваль оказался слаб во всем. Слабая, как и было сказано, программа - в частности, исправно разочаровывали мэтры вроде Ангелопулоса, Бурмана, Леконта или Лоуча. Плоха была организация - вплоть до того, что однажды напористые зрители заняли места членов жюри в зрительном зале и долго ругались с секьюрити, не желая уходить (пока жюри мялось у ст

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (408) 23 февраля 2004
    Россия-евросоюз
    Содержание:
    Почему нас разлюбила Европа

    Нынешнее охлаждение между Брюсселем и Москвой вызвано провалом европейской стратегии, рассчитанной на слабую Россию. Как сложатся наши отношения в дальнейшем - будет зависеть от того, научатся ли Россия и Евросоюз сосуществовать как два конкурирующих центра силы

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама