Сливки - ложками

Александр Кокшаров
23 февраля 2004, 00:00

Корпорации стремятся максимально ограничить возможности потребителя, чтобы заставить его больше тратить

Еще пять-шесть лет назад никто не помышлял о цифровых фотоаппаратах Sony, музыкальных плейерах Apple, жидкокристаллических телевизорах Dell и DVD-плейерах HP. Сейчас же их можно найти в любом магазине. Неудивительно, что компании отказываются от своих традиционных товаров, которые практически превратились в commodities, в обычное сырье. Трудолюбивые китайские рабочие собирают десятки миллионов похожих друг на друга компьютеров на похожих друг на друга бесконечных фабриках провинции Гуандун. Стоимость брэнда компаний-лидеров не позволяет им задерживаться на стагнирующем рынке - вслед за падением цен падает и доля добавленной стоимости, а вложения в инновации и маркетинг стоят немало. Поэтому компаниям не остается ничего иного, как паковать вещички и искать для себя новый рынок. Где трава зеленее и сливки гуще.

Компьютерным компаниям повезло - совсем рядом с ними происходит "цифровая революция". Обозначаемая непроизносимым термином digitisation, она из компьютерных технологий проникла в фотографию, музыку, видео- и кинобизнес - во все, что составляет индустрию развлечений. Рынок DVD растет невиданными темпами - в 2003 году DVD дали половину доходов голливудских студий. Видеокассеты же, эти динозавры 80-х, собрали всего 10%. При таких темпах через пару лет видео останется лишь в музеях кинематографа. На музейные полки попадут также фотопленки и, возможно, компакт-диски, которые все больше вытесняются носителями цифрового формата - плейерами для mp3-файлов.

Hewlett-Packard, который предлагает потребителю компьютеры, телевизоры, мультимедиацентры, фотоаппараты, видеокамеры, разнообразные плейеры, сканеры и принтеры, оказался впереди конкурентов. Основное удобство - единый формат: все приборы совместимы и позволяют легко управляться со всем "цифровым" хозяйством, перемещая оцифрованные файлы с одного носителя на другой. А цифровое хозяйство у среднего потребителя быстро растет. При фотографировании его не ограничивает длина пленки, поэтому фотолюбители за день могут отщелкать несколько сотен кадров. Ограничителем объема музыки становится не бюджет на приобретение новых дисков, а объем памяти mp3-плейера. В общем, теоретически - рай для потребителя. Недаром на прошедшей недавно в Лас-Вегасе выставке Consumer Electronics Show глава HP Карла Фьорина заявила, что изменения в производстве, распространении и потреблении развлечений переживают настоящую революцию, которая "даст людям власть".

Увы, реальность может оказаться не столь радужной. Ведь кроме универсальности формата тот же HP вынужден заботиться об авторском праве - американская компания не может игнорировать копирайт, который защищает и ее технические инновации, позволяя ей самой оставаться на плаву. На той же выставке Фьорина рассказала, что на всю технику под маркой HP будут установлены специальные программы, которые будут зашифровывать все записи на аппаратах Hewlett-Packard, закрывая возможность ее копирования. Копирование станет возможным, лишь если потребитель заплатит за лицензию собственникам копирайта. Подобное ПО может привести к тому, что потребители не смогут переписывать свои старые видеозаписи в формат DVD и уж тем более записывать файлы из телевещания в режиме он-лайн. В результате власть и контроль окажутся в руках не у потребителей электроники, а у производителя. Понятно, для чего этот контроль будет использован: заставить потребителей больше и чаще платить за развлечения, снимая сливки с быстрорастущего рынка. Потребители сопротивляются. Так, ассоциации потребителей во многих странах призывают бойкотировать попытку контроля над копирайтом. Например, звукозаписывающая компания BMG, которая в борьбе с пиратством применила технологию, блокирующую копирование аудиодисков, сразу же столкнулась с падением продаж. Потребители постоянно пытаются взломать системы контроля (что лишит компании той прибыли, на которую они так надеются). Интернет заполнен тысячами программ, которые вполне успешно борются с контролем над копирайтом. Иногда недовольные потребители пользуются и дедовскими методами. У той же BMG продажи вновь пошли вверх после того, как западные потребители смекнули, что если закрасить черным маркером компьютерную дорожку диска, на которой записана предотвращающая копирование программа, то он сразу становится обычным компакт-диском. И легко копируется.