Государственный аппарат России в его нынешнем состоянии не соответствует потребностям развития страны и является одним из основных факторов, препятствующих экономическому росту и тормозящих проведение необходимых реформ. Коррупция, потесненная на верхних этажах власти, сохраняет системный характер на ее средних и нижних этажах - в департаментах отраслевых министерств, региональных и местных органах власти. Устойчивые связки управленческих команд в бизнесе и органах власти меняют форму, нередко лидерство переходит от бизнесменов к чиновникам, но эти связки по-прежнему реализуют частные интересы за счет общественных.
Структура исполнительной власти до сих пор отражает рудименты "ушедшей реальности" - отраслевое управление экономикой. Но старые механизмы целеполагания, планирования, обратной связи и контроля утрачены, а новые во многом не сложились.
Ведущие корпорации, как правило, опережают государство по качеству менеджмента. Результат - беззащитность государственных органов перед недобросовестным лоббированием. Наиболее подготовленные эксперты госорганов - это все чаще люди, делегированные бизнесом. Причина не столько в коррумпированности чиновников, сколько в недостаточной информационной и технологической оснащенности их деятельности, низкой компетентности и мотивированности.
В условиях экономического роста, расширения возможностей и накопления опыта предпринимательства управленческий дисбаланс между государством и бизнесом может усилиться до такой степени, что угроза приватизации власти возродится в новом обличье. Мириться с такого рода угрозой невозможно, полагаться же в ее предотвращении исключительно на силовые методы недопустимо. Экономически и политически перспективнее сокращать возникший дисбаланс за счет наращивания потенциала государства. Однако оно почти на десятилетие отстало от частного сектора в осуществлении коренных управленческих преобразований.
Устаревшие технологии управления в системе органов исполнительной власти создают дополнительное "поле неопределенности" как для граждан и организаций, так и внутри самой системы государственного управления. Высокие издержки поиска и передачи информации превращают органы исполнительной власти в "черные ящики" для граждан, организаций, для других госструктур и в определенной мере даже для непосредственных руководителей. Слишком длительные внутренние согласования (несколько недель внутри органа и до нескольких месяцев между органами) подчас делают решения просто бессмысленными. Рассредоточенность ответственности и размытость полномочий согласующих инстанций зачастую ведет к безответственному "заматыванию" нежелательных поручений.
Формируется разрыв качества государственного управления на разных уровнях федеративного государства. Денежное содержание федеральных служащих в Москве не соответствуют социально приемлемому уровню. А во многих регионах, где прожиточный уровень ниже, государственная служба уже стала не только престижной, но и экономически привлекательной. В ближайшие годы может сформироваться устойчивый диспаритет кадрового потенциала государственного управления центра и регионов, что крайне опасно для федеративного государства.
Реформа власти объективно имеет комплексный характер. Успешно осуществить ее невозможно, решая лишь частные вопросы. Недооценка содержательных и ресурсных взаимосвязей между различными аспектами модернизации государственного аппарата чревата переводом реформы в перманентно незавершенное состояние, когда принимаются нормативные акты, осуществляются мероприятия, но цели, ради которых реформа и затевалась, не достигаются.
Можно выделить три ключевых условия успешной реформы исполнительной власти. Это - формирование кадрового ядра эффективных, компетентных чиновников и обеспечение их лояльности государству-нанимателю; адекватное обеспечение исполнения государственных функций ресурсами (кадровыми, финансовыми, материально-техническими, информационными) и, наконец, модернизация всего спектра управленческих и административных процессов.
Все три перечисленных условия необходимы вне зависимости от выбора конкретной модели реформы исполнительной власти. Ни одно из условий в настоящее время не выполняется.
Реальное "наполнение" реформы возникнет, когда нормы права и уточненные функции органов власти станут базой для построения системы обновленных деловых процессов, стандартов и регламентов, когда в государственный аппарат начнут приходить эффективные менеджеры, предпочтя его бизнесу.
Необходимо теснее связать концептуальную и экономико-управленческую проработку вопросов эффективности осуществления власти. Решающее значение на данном этапе приобретает комплексная взаимоувязка реформы государственной службы, административной реформы и модернизации управленческих технологий (прежде всего за счет ФЦП "Электронная Россия") по ресурсам, срокам, управленческим подходам и объектам внедрения. Например, сроки и форматы кадровых конкурсов должны быть увязаны с повышением оплаты до эффективного (социально приемлемого) уровня, а форматы административных регламентов непосредственно связаны с внедрением информационно-коммуникационных технологий.