Не хочу делать боевики

Всеволод Бродский
1 марта 2004, 00:00

Новый голливудский вундеркинд, эмигрант Вадим Перельман дал эксклюзивное интервью корреспонденту "Эксперта".

- В последнее время Голливуд любит привлекать силы со стороны - из независимого кино, из-за границы. Ваше появление - результат такой тенденции?

- Вряд ли. Мне не помогло то, что я иностранец. Думаю, если бы я был американцем и написал такой сценарий, было бы то же самое. Конечно, у меня вышел не совсем американский фильм. Так и я ведь не чисто американский. Фильм - это как отпечаток души режиссера. Если душа не полностью американская, немножко русская, тогда и с фильмом получается то же самое.

- То есть специально вы не вносили в фильм нечто неголливудское?

- Специально - нет. Фильм был снят очень близко к сценарию, а сценарий написан очень близко к роману. Но, конечно, я ощущал материал именно как эмигрант. Весь эмигрантский опыт - будь человек из Африки, России, Ирана - одинаков по своей сути. Когда ты приезжаешь в чужую страну, всегда теряешь частицу гордости, самоуважения. Окружающие тебя называют просто "русским", не видят в тебе личность. Фильм именно про это - мой герой пытается опять обрести себя. Этот дом, вокруг которого вся история, - для него он очень важен. И стать американцем для него очень важно. Без эмигрантского опыта я бы этот фильм не сделал.

- Это ваш первый полноформатный фильм. На кого вы ориентировались? Учитывали чей-нибудь опыт?

- Не понял, скажите еще раз. Не обижайтесь, вы такой интеллигентный человек, мне сложно с вами. Я вообще быдло из Киева (смеется).

- А там, в Киеве, вы смотрели кино?

- Смотрел, но не увлекался этим. Я книги читал. Телевизора у нас не было вообще. Радио я не слушал, в кино ходил раз в месяц. Никаких воспоминаний о советском кино у меня не осталось. Вы, наверное, не помните, но тогда ведь только про колхоз фильмы делали. Хотя моя мама очень любила старые советские фильмы, я их только сейчас стал смотреть. "Летят журавли", "Баллада о солдате", "Иваново детство", все эти классические фильмы - это потрясающе.

- А современное российское кино вы знаете?

- Не очень хорошо. Я видел фильм "Олигарх", это что-то вроде Godfather, да? Просто интересно было узнать, как тут все поменялось. Я его смотрел как документальный фильм. Но сейчас я собираюсь посмотреть все, что пропустил. Вот "Возвращение" я не видел, "Русский ковчег". Времени нет. Я же рекламу снимал, ездил по всему миру, в кино не ходил.

- Как вы попали к Спилбергу?

- Я купил права на этот роман, на собственные деньги, это был очень смелый поступок. Никто так не делает. Все знают, что так делать нельзя. Потом я написал сценарий, пригласил актеров - даже не нанял, а увлек идеей. Взял оператора, композитора - безо всякой студии. Это был совершенно независимый проект. Потом я сказал - о`кей, кто хочет этот фильм? То есть стал его предлагать на стадии, когда есть команда, когда есть все, только съемки еще не начались. Заинтересовался Спилберг. А потом, когда он увидел, как я сделал первичный монтаж, то позвонил и сказал: я очень горд, что именно я заплатил за этот фильм.

- А теперь вы намерены делать обычные голливудские проекты?

- Я любые могу делать. Вот есть один большой фильм, который мне предложил Спилберг, - "Талисман". Это такое фэнтези по Стивену Кингу.

- Вас это увлекает? Это ведь совсем другая тематика, другой жанр...

- Конечно. Мне это интересно. Неважно, что за фильм - блокбастер или малобюджетная драма. Надо, чтобы у меня были эмоциональные отношения с материалом, этого достаточно.

- В "Доме из песка и тумана" вы говорите, видимо, очень важные для вас вещи...

- Самые важные!

- Не боитесь, что дальше у вас начнется обычная жизнь классного голливудского профессионала, такого винтика в большом механизме?

- Голливуд меня вполне устраивает, но вообще-то я бы очень хотел снимать в Европе. И очень бы хотел приехать сюда, в Россию. Все говорят, что это очень сложно. Почему сложно - я не понимаю. Думаете, мне, с моим опытом, будет сложно денег достать? Даже необязательно делать фильм на русском. Просто я хочу использовать этих актеров, этих потрясающих операторов, сценаристов. Вы знаете какого-нибудь хорошего сценариста?

- Пожалуй, знаю.

- Я очень хочу встретиться с хорошим сценаристом. Я вообще люблю русскую литературу. Но я не хочу делать боевики, фильмы про мафию. Я понимаю, теперь русское кино - это когда про криминал. Но ведь это необязательно, правда?