Столица и регионы

8 марта 2004, 00:00

По возможностям зарабатывать деньги российские клубы условно можно разделить на три корзины. В первую войдут слабо раскрученные региональные клубы, которые ставят перед собой скромные турнирные задачи. Во вторую - их более известные и могущественные в финансовом плане собратья. В третью - московские клубы.

Представители регионов, особенно из первой корзины, в силу низкой покупательной способности населения (в три-четыре раза ниже, чем в Москве) обладают меньшим потенциалом, нежели столичные клубы. Им труднее (в том числе и из-за не всегда высокого уровня менеджмента) заполучить солидных спонсоров и рекламодателей. "Вы посмотрите, рекламное пространство - оно пустое. Более половины наших клубов, да практически все немосковские, за исключением, быть может, Санкт-Петербурга и Самары, копейки на этом зарабатывают", - говорит коммерческий директор Российской футбольной премьер-лиги Сергей Воронов. Практически бюджет клубов из первой корзины на 95-100% покрывается за счет их владельцев (зачастую ими выступают региональные власти).

Наиболее успешные в плане заработков региональные клубы "Зенит" и "Крылья Советов". У них вполне раскрученные брэнды, и они продолжают работать в этом направлении. Руководство самарского клуба ведет активную работу с болельщиками. Результат налицо: у самарцев самая высокая посещаемость среди российских клубов и самый приличный доход от продажи билетов в прошлом сезоне - почти 1 млн долларов (10% прошлогоднего бюджета клуба). Еще 8% в казну самарского клуба поступило от телевидения и около 7% принесли доходы от спонсоров и рекламы. Но даже несмотря на внушительную по российским меркам статью доходов, дефицит бюджета у самарцев около 75%.

Как показывает практика, сложнее всего заманить болельщика на стадион в Москве. Хотя бы потому, что высока конкуренция со стороны других возможностей для развлечения. Другая причина - в Москве, за исключением стадиона "Локомотив", нет других современных арен с естественным покрытием, которые отвечают требованиям самого изысканного болельщика. Сказывается и не очень благоприятная атмосфера на самих стадионах (стычки фанатов, проблемы с милицией), что, естественно, отталкивает значительную часть аудитории от посещения футбольных матчей.

Проблемы платежеспособности болельщиков перед столичными клубами по сути не стоит. Билет стоимостью от 5 до 10 долларов вполне по карману среднему жителю столицы (примерно столько же стоит билет в хороший кинотеатр). Даже при весьма средней посещаемости (20 тыс. человек за игру) продажа билетов может приносить клубу в год от 1,5 до 3 млн долларов. Проблема именно в том, что болельщики не хотят идти на стадион. В результате складывается парадоксальная ситуация. Обладающие самой внушительной армией болельщиков клубы - московский "Спартак" и ЦСКА - практически ничего не получают от продажи билетов и программок. Так, доходы ЦСКА составили в прошлом сезоне 259 тыс. долларов. Если учесть, что армейцам приходилось арендовать стадион (в Москве это обходится в среднем в 25 тыс. долларов за игру), то получается, что клуб по этому показателю даже ушел в "минус". У "Спартака" же в прошлом сезоне прибыль от продажи билетов (за вычетом расходов на аренду стадиона) составила 70 тыс. долларов.

"По эффективности внутриклубного механизма я бы выделил 'Локомотив'. Огромный плюс 'Локомотива' - у него есть европейского уровня стадион. Это сразу притягивает болельщиков. Это позитивно воздействует и на игроков - у них появляется настроение выходить на игру. Есть хорошая база, есть стабильное финансирование, есть связка людей - Филатов и Семин, которые эффективно работают в клубе вот уже на протяжении четырнадцати лет", - считает бывший тренер "Уралана" Игорь Шалимов.