- Страхование грузоперевозок развивается только в области экспортно-импортных операций, а внутри страны этот рынок практически неосвоен. Почему так сложилось?
- Дело в том, что в соответствии со стандартными условиями поставок экспортно-импортный груз в отдельных случаях должен быть застрахован. Поэтому на таможне требуют представить страховой полис. На внутреннем же рынке пока большого спроса на этот вид страхования нет. Люди либо ориентируются на какие-то личные договоренности с перевозчиками, либо просто надеются на авось. Впрочем, в последнее время наметилась тенденция роста объемов страхования грузоперевозок на внутреннем рынке, в особенности со стороны малого и среднего бизнеса. Сама структура грузоперевозок при этом не изменилась: как внутри страны, так и через границу везут одинаковые грузы.
- Есть ли конкуренция на этом рынке?
- Да, конкуренция сильна между лидерами рынка. Это десяток ведущих компаний или чуть больше. На самом деле рынок удачный, интересный, поэтому многие компании стремятся на него выйти. Здесь перед страховщиками открывается огромное поле деятельности: пока застраховано, по разным оценкам, от двадцати до сорока процентов всего объема внутренних грузоперевозок. Есть почти незанятые ниши: целый ряд промышленных предприятий, например, которые до сих пор относят риски при перевозках своей продукции на собственный бюджет. Еще один привлекательный для страховщиков момент - риски на этом рынке достаточно короткие (перевозка редко длится более двух месяцев). Есть только один негативный момент: полное отсутствие статистики. Отсюда и такая проблема, как мошенничество, которое трудно отследить. Если в области страхования автотранспорта (в частности, это касается компаний, занимающихся ОСАГО) уже начали работу над созданием единой статистической базы страхователей, то в области страхования грузоперевозок об этом пока даже не задумываются. А от мошенничества в страховании никуда не деться, эта проблема стара как мир.
- А как же вы сейчас боретесь с мошенничеством?
- Пока нет статистики и единой информационной базы, единственное, что мы можем делать, - инструктировать сотрудников, чтобы они пытались оценить намерения клиента до заключения договоров и тщательнее расследовать картину событий при наступлении страхового случая.
- То есть пока что мошенничество контролируется, так сказать, на уровне психологии?
- Фактически, да. Очень большое значение имеет опыт экспертов по урегулированию убытков.
- Насколько уровень страховых тарифов наших компаний можно сравнивать с западным рынком?
- Внутриевропейские тарифы на транспортное страхование грузоперевозок в основном на том же уровне, что и тарифы наших компаний. Все резко меняется, если груз надо везти в Россию. Наша страна, по представлениям западных страховщиков, относится к высокорисковым, поэтому стоимость страхования перевозок здесь значительно возрастает. Кроме того, в Европе, например, очень высокие тарифы на страхование ответственности перевозчиков, они в несколько раз выше ставок в наших компаниях. Это связано с тем, что в России этот рынок находится в зачаточном состоянии и обороты на нем невелики.