Много-много маленьких проектов

Максим Рубченко
8 марта 2004, 00:00

Лизинговые компании переориентируются с обслуживания небольшого числа крупных проектов на поточную систему заключения небольших сделок

За десятилетие существования отечественного лизинга представители этой индустрии привыкли к тому, что пик спроса на их услуги приходится на конец года, а в январе-феврале наступает мертвый сезон. Объясняется это очень просто: если предприятие развивается успешно, то в первом полугодии оно выбирает свои инвестиционные бюджеты, и на второе полугодие ему приходится искать дополнительные источники финансирования, в том числе в виде лизинговых схем. А начало года обычно уходит на завершение прошлогодних проектов.

Однако в последние два года российские лизинговые компании сезонного спада не наблюдают. "У нас каждый день рассматриваются заявки, - говорит менеджер по развитию бизнеса ЗАО 'ДельтаЛизинг' Вячеслав Шилин. - Даже в январе и феврале, которые традиционно считаются временем затишья, никакого спада не было. Слишком велика потребность в лизинговых услугах".

По оценкам аналитиков, общий объем лизинговых сделок за прошлый год увеличился на 76%. Для сравнения можно отметить, что, по данным Банка России, объем кредитов, предоставленных российскими банками предприятиям и организациям за 2003 год, вырос на 43,6%, а объем инвестиций, привлеченных российскими предприятиями через размещение облигаций, - на 47,9%. Таким образом, получается, что лизинг в России является наиболее динамично развивающимся инвестиционным инструментом.

На гребне волны

Первой причиной резкого всплеска интереса предпринимателей к лизингу стало вступление в действие 1 января 2002 года статьи 25 Налогового кодекса, в которой отменялась инвестиционная льгота по налогу на прибыль, но предусматривалась возможность ускоренной амортизации предметов лизинга с коэффициентом 3. Это новшество сделало лизинг весьма эффективным инструментом минимизации налогов для предприятий, активно инвестирующих средства в обновление технологических мощностей. С нынешнего года налоговый эффект от использования лизинга существенно усилился, поскольку ускоренная амортизация позволяет снизить базу по налогу на имущество, а максимальная ставка этого налога с 1 января 2004 года повысилась до 2,2%.

Второй причиной повышения спроса на лизинговые услуги стала избыточная ликвидность банков. "Ситуация достаточно проста, - объясняет начальник отдела по работе с клиентами и партнерами компании 'ДельтаЛизинг' Александр Михайлов. - У банков накопилась масса ресурсов, и комитетам по управлению активами приходится искать сферы их инвестирования. И лизинг для них - один из самых привлекательных вариантов". Действительно, во-первых, на лизинг есть спрос, во-вторых, риск инвестиций в лизинг минимален, поскольку сам предмет лизинга является гарантией успешного завершения сделки. Да и наработанная за десятилетие статистика подтверждает достаточно высокую надежность лизинговых сделок - только в 6% случаев были факты задержки лизингополучателем платежей, при этом срок задержки не превышал двух месяцев. И лишь менее одного процента лизинговых сделок было расторгнуто из-за нарушения лизингополучателем условий договора.

Поэтому в последние год-два банки принялись активно создавать дочерние лизинговые компании, и сегодня порядка 70-80% российских лизинговых компаний аффилированы с банками. "Бизнес клиентов в основных индустриях стал стабильнее, что на фоне застрахованных имущественных рисков и накопленной платежной статистики добавляет лизинговым компаниям уверенности, - говорит генеральный директор ОАО 'КамАЗ Лизинг' Алексей Лабзин. - Одновременно банки перестали опасаться финансировать лизинговые сделки, а клиенты более осознанно стали приобретать необходимое оборудование в лизинг".

Кроме того, предприятия, прежде всего машиностроительные, увидели в лизинге прекрасный инструмент стимулирования продаж своей продукции и тоже начали создавать лизинговые компании. На первых порах эти компании, как правило, специализируются на предоставлении в лизинг продукции своих учредителей, но очень быстро отказываются от специализации и начинают предлагать клиенту самый широкий спектр оборудования. "Компании начинают ощущать, что они теряют возможность зарабатывать деньги, отказываясь от работы с другими видами оборудования, - объясняет начальник кредитного отдела компании 'ДельтаЛизинг' Оксана Евтушевская. - Хотя технологии работы в других сегментах рынка ничем не отличаются от работы с тем оборудованием, на котором они специализировались".

Закономерным следствием увеличения числа лизинговых компаний стало усиление конкуренции между ними. Это, в свою очередь, влечет за собой улучшение условий, предлагаемых клиенту. "Усиление конкуренции среди лидеров рынка привело к удешевлению лизинга, упрощению процедуры заключения сделки, унификации условий лизинга, появлению новых продуктов", - говорит генеральный директор ЗАО "Атлант-М Лизинг" Алексей Федоров. По оценкам аналитиков, за последний год средний размер аванса, взимаемого с лизингополучателей, снизился с 30 до 25%, а маржа лизинговой компании - с 6-7 до 4-5%. В то же время заметно увеличились сроки лизинга: если всего год назад редкостью были сделки на срок до трех лет, то сегодня пятилетний лизинг считается вполне нормальным явлением. Такое облегчение условий стимулирует дальнейший рост спроса на эти услуги и развитие российской лизинговой индустрии в целом.

Первые признаки насыщения

На фоне общего бурного развития лизинга в течение прошлого года особенно заметным стало снижение интереса пользователей в отдельных сегментах. Прежде всего это касается лизинга оборудования для полиграфической и пищевой промышленности, телекоммуникаций, а также лизинга легковых автомобилей.

С полиграфической промышленностью и телекоммуникациями все понятно - здесь причиной снижения интереса стало элементарное насыщение рынка. "Пару лет назад активно развивался полиграфический бизнес - оперативная печать, календари, открытки, этикетки и так далее, - говорит Оксана Евтушевская. - Затем возник большой спрос на развитие газетной полиграфии и выросла потребность в соответствующем оборудовании. Сейчас, по мере насыщения этого рынка, наблюдается снижение спроса на полиграфическое оборудование, поскольку все уже максимально 'упаковались' и не планируют в ближайшее время заменять оборудование или расширять производство. Потому запросов стало меньше".

Объем лизинговых сделок за прошлый год увеличился на 76%, объем кредитов, полученных предприятиями, - на 43,6%, а объем инвестиций, привлеченных через размещение облигаций, - на 47,9%. Таким образом, лизинг в России является наиболее динамично развивающимся инвестиционным инструментом

Аналогичная ситуация сложилась и с телекоммуникационным оборудованием - спрос на него в значительной мере удовлетворен. Недаром ведь компания "РТК-Лизинг", специализирующаяся на поставках оборудования для телекоммуникаций, заняла первое место в рейтинге лизинговых компаний, составленном рейтинговым агентством "Эксперт РА".

С оборудованием для пищевой промышленности картина существенно сложнее. С одной стороны, по данным Госкомстата, в 2003 году пищевая промышленность наряду с черной металлургией показала одни из самых низких темпов роста - меньше трех процентов. При таком замедлении развития отрасли снижение спроса на оборудование кажется вполне естественным и закономерным. Однако не все столь однозначно. "Официальная статистика замедления темпов роста в той или иной отрасли промышленности очень сильно отличается от того, что видим мы, - говорит Александр Михайлов. - Потому что мы находимся 'на земле' и непосредственно работаем с малым и средним бизнесом. А статистика Госкомстата мало отражает реальные тенденции, особенно среди малого и среднего бизнеса. Малые предприятия в пищевой отрасли продолжают работать, и мы наблюдаем у них просто фундаментальный рост. Да, возможно, у крупных производителей есть проблемы, и они отражаются на показателях отрасли, но у десятков и сотен производителей, которые также работают в этой отрасли, причем в регионах, мы наблюдаем огромную потребность в замене оборудования, приобретении транспорта и производственных активов". Во всяком случае, на оборудование для мясопереработки спрос не только не падает, но даже растет. "Мы часто работаем с теми проектами, которые предусматривают не увеличение объемов выпуска, а производство продукции более высокого качества, - добавляет Вячеслав Шилин. - Поэтому если даже наблюдается снижение темпов роста в каких-то отраслях, то это связано с потребностью в лизинге оборудования не прямо пропорционально, а в лучшем случае косвенно".

Проехали

Совершенно особый случай представляет собой падение спроса на лизинг легковых автомобилей - причиной этого спада стала конкуренция лизинга с кредитованием. Напомним, что два-три года назад автодилеры, желающие простимулировать сбыт автомобилей, начали предлагать продажи через схему лизинга, проще говоря - аренду с выкупом. Услуга пользовалась большим спросом, и автолизинг процветал. Однако бум потребительского кредитования, разразившийся в прошлом году, затронул и сферу продаж автомобилей: все больше банков стали предлагать кредиты на покупку автомобилей. В результате приобретение машин в лизинг со стороны частных лиц моментально сошло на нет. "Просто случилось так, что все банки одновременно бросились в сегмент автокредитования, - объясняет Александр Михайлов. - В результате там резко упали ставки и кредит стал привлекательным. Поэтому в будущем совершенно точно будут разъединяться две тенденции - покупки автомобилей частными лицами и корпоративными клиентами. Среди корпоративных клиентов банковский кредит вряд ли сможет конкурировать по привлекательности с лизингом. Возможно, индивидуальному предпринимателю и будет выгоднее купить для себя автомобиль в кредит. Но этот сегмент очень узок. Для больших компаний, имеющих целые парки машин, автолизинг, конечно, будет вне конкуренции".

Для укрепления интереса клиентов к лизингу автомобилей лизинговые компании готовы предоставлять им дополнительные услуги. "Например, 'Атлант-М Лизинг' сейчас предлагает специальную программу по лизингу легковых автомобилей, когда лизинговая компания берет на себя все заботы клиента по формированию и обслуживанию автопарка, а также по реализации автомобилей в конце срока лизингового договора", - рассказывает Алексей Федоров.

Если же говорить о безусловных "аутсайдерах" среди объектов лизинга, то ими стали предметы с коротким сроком эксплуатации. "Что касается не пользующихся спросом лизинговых объектах, то на первый план выходит оборудование со сроками амортизации менее трех лет, - говорит Алексей Лабзин. - К ним относятся компьютерные системы, быстро изнашиваемые предметы, требующие короткого кредитования".

Зато появляется интерес к новым видам оборудования для отраслей, переживающих подъем: транспортные компании охотно берут в лизинг грузовики, быстро растет спрос на получение в лизинг складского оборудования, оборудования для упаковки, для производства изделий из пластмасс. "В связи с ужесточением конкуренции в экономике в целом наибольшим спросом сегодня пользуется высокотехнологичное оборудование, позволяющее производить более качественные товары", - говорит директор по развитию бизнеса ЗАО "Объединенная лизинговая компания 'Центр-капитал'" Сергей Кондаков.

Новая формула успеха

Усилившаяся конкуренция между лизинговыми компаниями помимо смягчения условий лизинговых договоров привела еще к одному результату, довольно неожиданному. Лизинговые компании начали все больше переориентироваться на работу со средним и малым бизнесом. Это весьма симптоматично, поскольку до прошлого года лизинг в России был главным образом инструментом проектного финансирования: инвестор использовал лизинг тогда, когда брался за реализацию какого-либо крупного проекта и хотел уменьшить связанные с этим риски. Прямым следствием этого был тот факт, что подавляющее большинство лизинговых проектов представляло собой индивидуальный продукт, штучную и, соответственно, дорогую работу. Однако спрос на такие проекты в целом невелик, счет идет на единицы. В 2002 году это был проект "Авангард-лизинга" по строительству стекольного завода, в 2003-м - проект "Центр-капитала". "В течение прошлого года к нам поступали запросы на лизинг целых производственных комплексов, - говорит директор по лизингу транспорта и промышленного оборудования этой компании Андрей Пожидаев. - Одна из таких сделок - передача в лизинг завода по производству антифризов - была заключена нашей компанией в сентябре 2003 года. В лизинг сдается целый промышленный комплекс, с инженерными сетями, коммуникациями, административными и хозяйственными зданиями. Поставщиками выступали итальянская и французская компании, сумма сделки составила около девяти миллионов долларов".

Однако на всю армию лизинговых компаний крупных проектов не хватает, и подавляющему большинству из них пришлось довольствоваться проектами поменьше. "У лизинговых компаний, которые до недавнего времени работали по проектному финансированию с крупными компаниями, с многомиллионными сделками, появляется все больше желания работать с клиентами, меньшими по размерам, с проектами, сумма которых исчисляется уже не миллионами долларов, а тысячами", - говорит Вячеслав Шилин. По оценкам аналитиков, сегодня в России наиболее распространены лизинговые сделки на сумму до 100 тыс. долларов. В результате создается новая формула успеха российской лизинговой компании: покупать капитал у оптовиков и распределять его через свою разветвленную розничную сеть в виде востребованных рынком лизинговых продуктов, пропускать через себя большой объем капитала, при этом сегментируя свой портфель до очень малых объемов сделки. Разумеется, при этом растут издержки: провести одну сделку на миллион гораздо проще, чем тысячу сделок по тысяче. Решение у этой проблемы только одно - кардинальное повышение технологичности бизнеса. Поэтому лизинговые компании, ориентирующиеся на работу с малым и средним бизнесом, сегодня активно разрабатывают и внедряют специализированное программное обеспечение, приближая отдачу от работы с клиентами к эффективности конвейера. Их конечная цель - реализация "простого" принципа: чем меньше конечный размер сделок, тем выше их доходность. Похоже, что некоторым действительно удается воплотить этот девиз на практике.

Еще одним важным следствием усиления конкуренции среди лизинговых компаний стало повышенное внимание к регионам: компании из Москвы и Санкт-Петербурга все активнее развивают бизнес в регионах, заполняя те ниши, которые не могут обслуживать местные компании в силу ограниченной ресурсной базы, дороговизны своих услуг и недостатка квалификации.

Безоблачные перспективы

У банков накопилась масса ресурсов, для которых нужно искать сферы инвестирования. Лизинг для них - один из самых привлекательных вариантов

Представители российских лизинговых компаний сегодня настроены как никогда оптимистично. "Лизинг в России в ближайшее время останется актуальным, и рост рынка лизинга продолжится, - уверен Алексей Федоров. - На это указывают и результаты работы нашей компании в 2003 году, и тенденция развития рынка лизинга в России, и продолжающийся экономический подъем, и зарубежный опыт".

Среди угроз, которые могут существенно затормозить этот рост, наиболее серьезной представляется конкуренция с банковским кредитованием. Многие банки начинают развивать программы кредитования малого бизнеса - под льготный процент и по максимально упрощенным процедурам. Сейчас, когда денег в стране много, малым предпринимателям может показаться более удобным взять кредит, чем приобретать оборудование в лизинг. Потому что купленное, хоть и в кредит, оборудование - оно твое, а взятое в лизинг принадлежит чужому дяде.

"Конкуренции лизинга с банковскими кредитами нет, - уверяет Алексей Лабзин. - Действительно, кредиты стали более доступными, однако процедура принятия решения о предоставлении кредита существенно не изменялась на протяжении десяти лет, а требования ЦБ, в свою очередь, только усложняются. Кроме того, банк в своей работе делает акцент на общем финансовом состоянии заемщика, лишь поверхностно касаясь вопросов поставки и эксплуатации закупленного оборудования, в то время как лизинговые компании, имея дело непосредственно с имуществом, способны предложить своим клиентам более широкий спектр дополнительных услуг".

Еще одним важным преимуществом лизинга по сравнению с банковским кредитом является простота оформления. И дело не только в перечне необходимых документов и времени рассмотрения заявки. "Компания, которая привлекает миллиарды долларов кредитов, не будет обращаться в банк за кредитом на покупку трех представительских автомобилей, и закладывать она их потом тоже не будет, просто потому, что это не технологично, - говорит Алексей Федоров. - Но эта компания легко может взять автомобили в лизинг, оформив сделку, фактически не выходя из автосалона".

Кроме того, лизинг в отличие от кредита не меняет соотношения собственных и заемных средств в балансе компании, что может быть очень важным для публичных компаний и для предприятий, активно привлекающих заемные средства. К преимуществам, которые тоже важны, но вторичны с точки зрения конкуренции лизинга с кредитом, можно отнести и уже упоминавшуюся возможность экономии на налогах,ъгибкость договора лизинга, в котором будут учтены все нюансы бизнеса лизингополучателя, и, наконец, дополнительные услуги, которые может предложить лизинговая компания.

"Говорить о конкуренции между лизингом и банковским кредитованием можно будет тогда, когда все заемщики будут иметь кредитную историю, когда у банков изменится ресурсная база, когда поменяются требования Центробанка по отношению к выданным кредитам - я имею в виду нормативы, прежде всего лимит на одного заемщика, - говорит Александр Михайлов. - Тогда банковский кредит станет сравнимым с лизингом продуктом. Но и в этом случае остаются налоговые преимущества лизинга и проблема дополнительного обеспечения по кредитам. По лизингу нет требований о дополнительном обеспечении. Это делает его более предпочтительным".

Мало денег

Представителей российского лизинга сегодня прежде всего беспокоят другие проблемы. Главная из них - ограниченная ресурсная база. С одной стороны, как мы уже отмечали, примерно три четверти российских лизинговых компаний являются дочерними структурами банков, а банки страдают от переизбытка ликвидности. Казалось бы - вкладывай деньги в лизинг и спи спокойно. Однако нельзя. Потому что имеется норматив Центробанка, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика. Проще говоря - много денег в одни руки не давать. Обойти это требование банк может, только создав вторую, третью и так далее лизинговые компании. Говорят, что некоторые банки так и поступают, но большинство все-таки предпочитает ограничивать свои вложения в лизинговую индустрию.

Крупнейшие лизинговые компании сегодня пытаются решить проблему финансирования через выпуск облигаций. Пионером в этом деле стала компания "РТК-Лизинг", которая еще в 2002 году успешно разместила облигационный заем на 1,5 млрд рублей. Ее примеру уже в прошлом году последовали "Глобус-Лизинг" (320 млн рублей) и "Информ-Сервис-Лизинг" (15 млн рублей). Опыт весьма ободряющий, однако, по оценкам аналитиков, чтобы лизинговая компания могла себе позволить эмиссию облигаций, объем ее кредитного портфеля должен быть не менее 100 млн долларов. А таких компаний, согласно рейтингу "Эксперт РА", на сегодняшний день в России существует ровно десять.

Еще одним препятствием для развития лизинга представители индустрии считают плохую осведомленность предпринимателей, особенно в провинции, о преимуществах этого вида финансирования инвестиций. "К слабым сторонам лизинга можно было бы отнести невысокую информированность о нем в регионах, - говорит Сергей Кондаков. - Ведь лизинг выгоден тем, что предприятие может начать использовать оборудование, заплатив первоначально лишь часть его стоимости - аванс, и выплачивать лизинговые платежи из средств, поступающих от реализации продукции, произведенной уже на новом оборудовании. Плюс отмеченные выше экономические преимущества".

Сегодня активнее всего растет спрос на лизинг грузовиков, складского оборудования, оборудования для упаковки, для производства изделий из пластмасс. Исчез спрос на лизинг компьютеров и оргтехники

Ну и наконец, крест на блестящих перспективах российского лизинга могут поставить макроэкономические потрясения. Сегодня лизинговые компании сквозь пальцы смотрят на небольшие нарушения клиентами графика выплат лизинговых платежей. Мало того, если у клиента возникают финансовые проблемы, лизингодатель, как правило, соглашается на реструктуризацию графика или отсрочку платежей, поскольку добиваться изъятия взятого в лизинг имущества через суд оказывается в конечном итоге себе дороже.

Если же вследствие, например, ухудшения мировой конъюнктуры и общего спада экономики либо спада производства в отдельных отраслях задержки выплат приобретут более или менее массовый характер, лизинговым компаниям придется начинать судебные разбирательства с лизингополучателями. При сегодняшней эффективности арбитражной системы эти разбирательства могут затянуться очень надолго, да и конечный их результат малопредсказуем. Итогом может стать системный кризис российского лизинга. Впрочем, представители индустрии не хотят думать о плохом. "Сегодня лизинг переориентируется на малый и средний бизнес, - говорит Вячеслав Шилин. - Естественно, фундаментальные кризисы отражаются и на этой категории предприятий. Но прямого влияния цен на нефть, ставки LIBOR или курса евро к доллару на использование малым бизнесом упаковочной техники, деревообрабатывающего оборудования или печатных машин никем не замечено".