"Красненькие" и "зелененькие"

Алексей Юпитов
8 марта 2004, 00:00

Необходимо объединить начавшуюся еще в 2002 году реформу госслужбы и планируемую административную реформу. Вторая должна изменить структуру и функции государственного управления, первая - обеспечить приток достойных кадров в госструктуры

Как-то совпало, что на следующий день после отставки правительства Касьянова нам опять рассказали, что такое эта административная реформа. На форуме "Административная реформа и малый бизнес" от имени и. о. министров было заявлено, что это - сокращение аппарата на 30%, сокращение количества государственных функций на 50%, отделение органов надзора от органов, занимающихся нормотворчеством, и передача части функций (контрольных и регистрационных) коммерческим структурам.

Авторы проекта реформы заявляют: ее механизм "настолько отлажен, что ее может провести любой", и становится очевидным, что она зиждется на очень простых и понятных соображениях, типа: если что-то кому-то не нравится, то надо что-нибудь сократить. Например, если вам не нравится, как готовит ваша жена, то разбейте три яйца, отделите грудинку от костей, помойте посуду. Уверяю вас, недовольство женой пройдет. Правда, несмотря на очевидную полезность описанных действий в масштабе кухни, обеда, скорее всего, не будет, но новые ощущения появятся наверняка.

Еще больше остроты придает разнобой двух реформ - административной и реформы государственной службы. Вторая уже началась в согласии с концепцией, одобренной президентом еще в 2002 году. Согласно этой концепции, реформа государственной службы должна привести механизмы службы государства и кадровый состав государственных органов в соответствие с "текущими потребностями и состоянием". Получается, что после года реформы госслужбы мы опять должны начать все сначала. Впрочем, можно и не начинать - все равно не поможет, если ограничиться урезанием и сокращением.

В самом деле, ход президента с предвыборной заменой премьер-министра дает возможность сделать несколько простых, но очень нужных вещей.

1. Задуматься о том, каким будет наше государство. Какова модель государственного управления, как она определяет структуру и функции будущей системы, ее тип, вид, критерии соответствия реальности. И уж потом - сколько и каких нам нужно госорганов и госчиновников. До сих пор ни концепция реформирования госслужбы, ни бесконцептуальная административная реформа не дали ответа этот простой вопрос.

2. Объединить две реформы. Административная реформа должна изменить (осмысленно и с прицелом на будущее) структуру и функции государственного управления. Реформа госслужбы должна влить в госуправление подобающий человеческий капитал, для чего и нужен предусмотренный ею всеобъемлющий механизм привлечения, отбора, найма, оценки, продвижения, развития и обеспечения госслужащих. Только все это вместе и одновременно даст повышение качества государственного управления.

3. Определить "рабочие руки" реформ. Это самая сложная и щекотливая проблема. Вопрос о том, кто управляет реформой и кто будет управлять в дальнейшем структурой, функциями и кадрами государства, предпочитают не обсуждать. Правительство сейчас реформирует само себя, хотя известно, что невроз поглощает всю энергию, направленную на борьбу с ним. Примеров того, как отдельный человек радикально изменил себя, в истории немного. Каждый такой человек - герой, и героем он стал под влиянием чрезвычайно жестких внешних вызовов. Правительство по определению не герой и должно иметь внешний фактор изменений. Пока внешняя сила однобока: заказы на научно-исследовательские работы по реформе госслужбы размещаются в институтах гражданского общества. Один Минфин ничего не размещал и все выполнил сам (мы-то знаем, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские функции для государства являются избыточными и будут сокращены). Силы, привлеченные к этим научным разработкам, весьма достойные, но, как сторонние, они не могут сделать одного - добиться внедрения своих разработок. И всем нам грозит обычный исход, делящий мир на высокомерных ученых и дураков-чиновников, которым сказали, что нужно сделать, а они не сделали. Администрация президента, вечно укоряемая за сомнительную конституционность и политизированность, похоже, просто стесняется проявить себя как реальная организующая сила реформ. Между тем, исходя из вышеизложенного, иного внешнего по отношению к правительству фактора нет и вряд ли будет.

У президента сейчас есть шанс создать организационную структуру реформы и начать ее с начала, а не с конца. Правда, если монолитная Дума это позволит, поскольку единообразное парламентское большинство не лучший спутник реформ и уж точно - не сторонник. Тот, кто пришел к власти в определенных условиях, будет эти условия только усугублять.

Эрнст Неизвестный делил всех советских чиновников на "красненьких" и "зелененьких". Цвет лица действительно связан с определенным типом поведения и отношения к жизни. Только вот на управленческих способностях это никак не сказывается. Правительство Касьянова состояло в основном из "зелененьких" - головастых, меланхоличных, обидчивых, склонных усложнять видение мира. "Единая Россия" состоит из "красненьких" - симпатичных, просто смотрящих на мир, более энергичных, чем задумчивых. Ни те, ни другие не улучшили и не улучшат качество государственного управления - ни в текущей структуре с имеющимися функциями, ни в иной, которая получится после "урезания".

Для чего сейчас есть шанс?

1. Для придания смысла и цели реформе государства.

2. Для объединения усилий по реформе госуправления.

3. Для формирования нормальной организационной структуры реформы.

Кто этим шансом воспользуется?