Белая зарплата и инвестиции вместо налогов

8 марта 2004, 00:00

Налоговая реформа последних трех лет начинает приносить свои плоды. Ее вклад в экономическую динамику может быть оценен в 0,5 процентного пункта прироста ВВП. Главное направление дальнейших усилий - решительное, в полтора раза, снижение ЕСН.

Таков один из ключевых выводов конференции "Как российские корпорации платят налоги", проведенной аналитическим центром журнала "Эксперт". По оценке исполнительного директора Центра развития Андрея Клепача, снижение эффективной ставки ЕСН до 24% позволит сократить долю теневых выплат в зарплате с нынешних 41 до 30%, что автоматически повысит базу этого налога. Важно и то, что снижение ЕСН радикально улучшит условия для развития в стране потребительского и ипотечного кредита, что, в свою очередь, придаст ускорение развитию потребительского рынка и строительства.

Значительное внимание участники конференции уделили обсуждению уровня налоговой нагрузки в нефтегазовом секторе. Представители экспертного сообщества поделились своими оценками временно свободных средств, остающихся в распоряжении сырьевых компаний, несмотря на резкое увеличение налоговых изъятий их сверхдоходов в 2002-2003 годах. Диапазон приведенных цифр довольно узок - 3-6 млрд долларов. Стоит ли изымать у нефтяников и газовиков и эти средства? Участники обсуждения были единодушны: дальнейшее повышение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль нецелесообразно. Лучше оставить компаниям резерв на финансирование неминуемого роста необходимых капиталовложений. По оценке независимого эксперта Григория Выгона, для поддержания динамики добычи и развития транспортной инфраструктуры нефтяным компаниям необходимо в ближайшие пять-семь лет увеличить ежегодные инвестиции с нынешних 12 до 20-30 млрд долларов. Даже в условиях сохранения нынешней фискальной нагрузки на отрасль и в расчете на то, что катастрофического снижения мировых цен на нефть не произойдет, профинансировать такой объем капвложений без существенного роста заемной активности компаний невозможно.

Важнейший аспект дальнейшего совершенствования налогообложения - улучшение администрирования. Ведь нынешняя деформированная налоговая система, сосредоточенная на работе с крупными сырьевыми компаниями, а потому очень неустойчивая и зависимая от внешней конъюнктуры, - результат элементарного неумения собирать налоги в среднем бизнесе и подоходный налог. Учиться администрированию придется долго, болезненно преодолевая сопротивление коррумпированного чиновничества.

Участники конференции на базе макро- и микроисследований констатировали, что налоги - грубый и неуклюжий инструмент регулирования экономики. Как показало крупное исследование хода налоговой реформы на микроуровне, проведенное под руководством Юрия Симачева из Института комплексных стратегических исследований, с их помощью очень трудно добиться равенства финансовых условий работы всех отраслей хозяйства, а простое снижение налогов вовсе не ведет к тому, что бизнес сразу направляет свободные деньги на инвестиции. Зато сверхвысокие и неразумные налоги очень легко гасят любые инвестиционные порывы.