Завоевать Америку

Андрей Виньков
15 марта 2004, 00:00

О том, почему российским сталелитейным компаниям имеет смысл инвестировать в США, рассказывает Вадим Махов, заместитель гендиректора компании "Северсталь-Групп"

- Группа "Северсталь" приобрела американскую сталелитейную компанию Rouge Industries. Зачем вам этот актив?

- Стратегический смысл в том, что "Северсталь" в последние годы инвестирует в лидерство на рынке поставок листа автомобильным компаниям в России. А в России появляются новые совместные предприятия: АвтоВАЗ и General Motors делают Chevy-Niva, Ford осуществляет сборку в Ленинградской области. В отрасль идут и другие автомобилестроители. Известно, что западные автостроители консолидируются. Они хотят иметь единые стандарты качества, то есть один клуб поставщиков по всему миру. Следовательно, для того чтобы продолжать занимать в России лидирующую позицию, необходимо повышать качество и научиться обслуживать глобальных игроков не только здесь, но и в других странах. Но как это сделать? В Европе это маловероятно, потому что сталелитейный холдинг Arcelor занимает семьдесят процентов рынка более технологичных внешних частей автомобиля. Остальное - TyssenKrupp. Остается рынок Америки. Rouge имеет одну площадку с Ford. Входит в тройку лидеров по качеству сервиса для автомобильной промышленности. Имеет свою лабораторию по легким сплавам, которая в состоянии разрабатывать металл для новых моделей западного автопрома. Кстати, сама компания будет теперь называться не Rouge, а Severstal North America.

- Может ли бизнес, основанный на скупке проблемных активов, быть инвестиционно привлекательным?

- Есть такая сталелитейная компания International Steel Group. Она была создана полтора года назад. Инвестировала порядка двухсот миллионов долларов в кампанию по скупке проблемных стальных активов в США. Сейчас ее капитализация достигла четырех миллиардов долларов.

- Так как все-таки вы собираетесь сделать из компании-банкрота рентабельное предприятие?

- Предприятие может приносить прибыль. За счет чего в последние годы обанкротилось около сорока американских сталелитейных компаний? Одна из причин - legacy cost, пожизненные пенсии. Одно дело, когда пенсия выплачивалась в шестьдесят пять лет при продолжительности жизни в семьдесят. Другое дело, когда продолжительность жизни выросла до восьмидесяти лет. Двукратный рост затрат. Сейчас эта проблема решена с помощью государства. Мы купили актив, свободный от таких обязательств. А на будущее мы избежали появления этой проблемы, подписав с профсоюзом Rouge новый вид контракта. Он предполагает иную схему пенсионного обеспечения.

У нас есть большой резерв и в существенном увеличении производительности труда, и в значительном снижении издержек. Кстати, стоимость рабочей силы в США существенно выше, чем в России. Но из расчета на тонну продукции этот разрыв уже минимален. И нам всем в России есть над чем задуматься.

Далее, в компании Rouge, как ни странно, не было культуры бюджетирования. Ее мы сейчас внедряем.

В общем, запланированных мероприятий много. Даже если семьдесят процентов из того, что запланировано, будет достигнуто, компания станет прибыльной.

- Будет ли "Северсталь" использовать поставки на Rouge заготовок-слябов со своих заводов в России?

- Чтобы быть поставщиком на рынке американского автопрома, а это половина продукции Rouge, надо производить сталь там. Автомобилисты США не любят, когда есть зависимость от завоза слябов откуда-то извне континента, они считают такую компанию не очень устойчивой. В общем, постоянно эту схему использовать не удастся. Поэтому большую часть стали мы будем производить в США.

- Сырье в Америке дорогое, к тому же цены на него растут.

- Рост цен на сырье - общемировая тенденция. Чтобы не замечать этого, то есть идти против движущегося эскалатора, надо на два-три процента в год улучшать эффективность производства. Rouge пять лет назад была хорошей компанией с капитализацией в восемьсот миллионов долларов. Ее подкосили пенсионные выплаты и недостаточная работа по улучшению эффективности. А из-за ухудшающегося финансового положения ей все меньше и меньше доверяли разработку проката для новых моделей автомобилей, который является наиболее прибыльным.

- А патриотично ли покупать активы в Америке, когда в стране не хватает инвестиций?

- Надо говорить не о патриотичности, а об эффективности. Если мы не идем по пути глобализации, то рискуем потерять внутренний рынок вообще, поскольку сюда рвутся все автомобильные гранды, тянущие за собой собственный клуб поставщиков. Кроме того, у нас получится синергия и по поставкам проката в США. Ведь у Rouge сейчас есть свой порт, свои склады. Мы хотим завоевать автомобильный рынок США, высокотехнологичный и высокоприбыльный. Поэтому вложения сюда не исключают, а, наоборот, взаимодополняют и усиливают эффект вложения в развитие дополнительных мощностей здесь, в России.