Неуловимая рента

Олег Эйсмонт
15 марта 2004, 00:00

Что такое рента, кем она присваивается и как ее надо распределять

В последнее время в России широко обсуждаются проблемы, связанные с природной рентой, причем эти проблемы стали предметом не только экономических, но и политических дискуссий. Рента есть доход от использования фактора, предложение которого абсолютно неэластично, то есть доход, обусловленный ограничениями в экономической деятельности.

Понятие природной ренты было введено в экономическую науку в начале XIX века Т. Мальтусом, а затем Д. Рикардо применительно к земле. Затем, в начале XX века, по мере освоения истощаемых природных ресурсов (уголь, нефть, природный газ) понятие ренты расширилось за счет учета ограниченности запасов ресурсов. В последние десятилетия понятие экономической ренты стало включать все виды ограничений в экономической деятельности, таких, например, как лицензирование, квотирование, ограничительные действия чиновников и т. п., что привело к появлению термина "рентоориентированное поведение", при котором действия экономических агентов направлены на присвоение ренты.

Россия весьма богата природными ресурсами, поэтому проблема справедливого распределения природной ренты привлекает столь пристальное внимание всего общества. В соответствии с российским законодательством исключительным собственником природных ресурсов (недр) в России является государство, которому и должна принадлежать природная рента. Являясь собственником природных ресурсов, государство может передавать право их эксплуатации частным компаниям, при этом оно должно изъять природную ренту в свою пользу. Следует отметить, что рента является наиболее экономически эффективным источником государственных доходов, так как в отличие от традиционных налогов не вносит искажений в соотношения цен. Сложность заключается в том, что рента не наблюдаема, то есть ее нельзя непосредственно измерить. Формально ренту можно вычислить как разность между рыночной ценой добытого ресурса и предельными издержками его добычи. Однако в отличие от рыночной цены издержки добычи, известные компаниям, добывающим этот ресурс, неизвестны государству, то есть имеет место так называемая информационная асимметрия. Далее, если средние издержки ресурсодобывающей компании еще можно хоть как-то оценить (например, по отчетным данным), то оценка предельных издержек представляет весьма непростую экономическую задачу. Учитывая, что предельные издержки добычи природных ресурсов выше, чем средние, оценка природной ренты на основе средних издержек оказывается завышенной.

Оценке природной ренты посвящено большое число работ. При этом используются различные подходы: на основе оценки функции издержек; на основе рыночной оценки активов ресурсодобывающих компаний. К сожалению, подобные работы применительно к российским условиям отсутствуют. Имеющиеся оценки природной ренты на уровне всей экономики России колеблются от 2-3 до 70 млрд долларов. Такой разброс данных объясняется тем, что эти оценки основаны на целом ряде предположений нормативного характера, что не позволяет получить достоверные результаты.

Наиболее эффективным механизмом изъятия природной ренты являются аукционы по продаже прав на эксплуатацию месторождений природных ресурсов. Использование других механизмов не позволяет изъять всю природную ренту из-за большой неопределенности и информационной асимметрии. Поэтому целесообразно кроме рентных платежей использовать налоги. Существующая сегодня в России система налогообложения нефтяных компаний предусматривает использование единых ставок, не зависящих от качества месторождений, что обосновывается ссылками на возможный произвол со стороны чиновников в случае использования дифференцированной системы налогообложения. Хотя эти доводы и имеют под собой веские основания, тем не менее, учитывая значительные различия в качестве нефтяных месторождений в России, единые ставки налогов ведут к неэффективной эксплуатации различных месторождений. Для решения этой проблемы необходимо разработать методики оценки издержек компаний на основе современных методов эконометрического анализа.

Существуют, однако, случаи, когда изъятие природной ренты может оказаться неэффективным. Если, например, в результате геологоразведочных работ нефтяная компания открывает новые месторождения, то ее можно освободить от рентных платежей при последующей эксплуатации этих месторождений, так как предельные издержки открытия новых месторождений при определенных условиях равны природной ренте.

Следует отметить, что не только ресурсодобывающие компании участвуют в присвоении природной ренты. Если, например, как в России, внутренние цены природного газа устанавливаются государством на достаточно низком уровне, значительная доля природной ренты достается промышленным потребителям, в основном в энергоемких отраслях экономики, а также населению.