Пен-клуб

15 марта 2004, 00:00

В российский прокат выходит фильм "Питер Пен" (режиссер Пи Джей Хоган). Понятно, что за очередную экранизацию хрестоматийной истории про мальчика, не желающего взрослеть (самая знаменитая из прошлых - "Крюк" - была сделана самим Спилбергом, а роль капитана Крюка в ней сыграл сам Дастин Хоффман, и все равно ее сочли скорее неудачной), голливудских продюсеров заставили взяться сверхсборы киношной поттерианы. Они же, к слову, заставляют на корню скупать права на адаптацию всех так называемых конкурентов ученика Хогвартса - от Артемиса Фаула до Филиппа Пулмана. При этом, собственно, свежайший кино-Пен отнюдь Поттеру не соперник (как не станут соперниками - когда воплотятся на экране - Фаул с компанией). По всем параметрам.

Во-первых, возрастной. И сама-то добротно иллюстрированная в "Пене" литературная первооснова (история трех детишек из Лондона позапрошлого века, упорхнувших вслед за чумазым парнишкой по имени Питер Пен в волшебную страну Neverland, где живут "члены Пен-клуба": не взрослеющие и забывающие своих родителей дети) адресована аудитории явно младшей, чем основная аудитория Джоан Роулинг. Да и экранизация от режиссера Пи Джей Хогана вышла сугубо "для дошкольного возраста": феи, пираты, громадные крокодилы...

А во-вторых и в главных - обаяние и атмосфера. То есть то, чем, вслед за роулинговскими романами, неожиданно сильны оказались две существующие на данный момент картины Криса Коламбуса про Хогвартс: со всамделишным триллером, с доброкачественным готическим духом, со специфической, столь трудно переносимой на экран и столь удачно перенесенной роулинговской "горчинкой". Этого никто в общем и не пытался добиться в "Питере Пене" - мультяшно-спецэффектном, глянцевом и пустеньком вполне.

И дело тут вовсе не в возрасте потенциальных зрителей. Благо глянцевая пустота сопутствует девяноста девяти процентам совершенно не детского продукта made in Hollywood. Дело как раз в тех дополнительных по отношению собственно к энтертейнменту "бонусах", с которыми всегда непросто и в кино, и в литературе. С которыми все было в порядке в классических детских книжках (благодаря им книжки и становятся классическими) и которых в исключительных случаях удается еще добиться в современной детской литературе и даже в современном детском кино. Но, увы, в исключительных.