Частная водка выходит в лидеры

22 марта 2004, 00:00

Петербургская компания "Веда", один из крупнейших производителей ликеро-водочных изделий, вырвалась в лидеры российского водочного рынка. Она обогнала ветерана отрасли - именитый московский завод "Кристалл".

По итогам продаж первых двух месяцев 2004 года "Веда", которая производит водки "Вальс Бостон", "Матрица", "Русский размер", заняла первое место - 6,46% рынка. В прошлом году компания была второй - уступала лишь московскому заводу "Кристалл", который издавна удерживал лидерство. Правда, в последние годы "Кристалл" стал сдавать позиции: когда-то он выпускал более 11 млн дал, в прошлом году - только 8 млн. "Веда" же в 2003 году нарастила объем до 7,3 млн дал (в 2002 году она выпустила 4,4 млн дал). По итогам двух месяцев 2004 года "Кристалл" опередили еще и черноголовский завод алкогольной продукции "Ост-Алко" и компания "Исток".

Лидерство "Веды" отражает общую тенденцию - частные прозводители сорокоградусной развиваются куда быстрее, чем государственные. За последние годы десятка лидеров водочного рынка претерпела существенные изменения. Если в 1998 году в топ-10 входила лишь одна частная компания, то по итогам 2003 года в десятке лишь три производителя, чьи пакеты полностью или частично принадлежат государству. "То, что государство не может эффективно управлять своей собственностью в этой отрасли, становится очевидным, - считает вице-президент Союза участников алкогольного рынка (СУАР) Владимир Цыганков. - В прошлом году значительные темпы роста продемонстрировали именно частные компании - 'Веда', 'Ост-Алко', 'Традиции качества', 'Столичный трест'".

Менеджеры многих частных компаний полагают, что в ближайшее время на рынке произойдет концентрация и "старым игрокам" придется потесниться. "Мы изначально развивались как маркетингориентированная компания, - говорит руководитель отдела маркетинга ЗАО 'Веда' Дмитрий Барсуков. - И делали ставку на дистрибуцию в регионах, причем с самой широкой линейкой своих продукции".

Кто именно окажется в лидерах по итогам года - предсказать трудно, потому что свои амбициозные планы постараются реализовать сразу несколько компаний. Это не только "Ост-Алко" и "Исток", весьма близкие по объемам выпуска к "Веде", но и другие участники рынка, которые в последние годы наращивают свои объемы в разы.