Вряд ли стоит ожидать окончания цикла снижения курса доллара в 2005 году. Ведь проблемы экономики США, обусловливающие нынешнее падение доллара, имеют не только циклический, но и структурно-системный характер. Среди основных причин и целей девальвации доллара - радикальное сокращение дефицита торгового баланса и счета текущих операций США. Однако, несмотря на то что падение доллара длится уже более двух лет, внешнеторговый дефицит демонстрирует поразительную неотзывчивость на процесс девальвации.
Тому есть две основные причины. Во-первых, за последние десятилетия экономика США претерпела серьезные изменения структурного характера, и прежде всего деиндустриализацию. Массовый перенос индустриального производства в страны с дешевой рабочей силой привел к тому, что в экономике США практически полностью прекратили свое существование целые отрасли промышленности. Например, недавно прошло сообщение, что знаменитая фирма Levi Strauss - символ американских джинсов - закрыла свою последнюю фабрику в США. Таким образом, даже при дешевеющем долларе американцы просто не могут отказаться от приобретения многих товаров за рубежом и не имеют возможности заменить их на товары отечественного производства. Во-вторых, в последние годы главным торговым партнером США и основным поставщиком потребительских товаров стал Китай. Китайская же валюта - юань - остается жестко привязанной к доллару, поэтому падение доллара против основных мировых валют (но не юаня) практически никак не влияет на величину дисбаланса в торговле США с Китаем.
Экстраординарными стимулирующими мерами удалось добиться некоторого оживления американской экономики во втором полугодии 2003 года. И по-видимому, власти США приложат все усилия, чтобы удержать экономику на плаву до президентских выборов в ноябре. Но подъем уже сходит на нет, и есть все основания ожидать перехода экономики в фазу открытой рецессии к концу этого или к началу следующего года.
При этом стимулирующие меры даются очень дорогой ценой и приводят к усугублению долгосрочных фундаментальных проблем и дисбалансов финансовой системы - и прежде всего усиливают долговой характер американской экономики. Заметим, что фискальные стимулирующие меры оказываются все менее эффективными: так, в 70-е годы на один доллар прироста ВВП приходилось менее двух долларов наращивания долга, в 80-е - три доллара, а теперь прирост ВВП на один доллар обходится в пять долларов новых долгов.
По официальным прогнозам, бюджетный дефицит в этом году превысит 500 млрд долларов и в последующие несколько лет не ожидается его сколько-нибудь значимого снижения. Федеральный долг США недавно превысил 7 трлн долларов. Кто же его финансирует? В течение последнего года азиатские центробанки (прежде всего Японии и Китая) скупили более половины новой эмиссии облигаций Казначейства США. В январе японские валютные интервенции в поддержку доллара (против удорожания иены) достигли чудовищных размеров - более 7 трлн иен, то есть составили 18% ВВП Японии, произведенного в том же месяце! Очевидно, что ни интервенции азиатских центробанков, ни покупка ими американских гособлигаций не могут сохраняться на таких высоких уровнях. Поэтому следует ожидать снижения спроса на эти бумаги. Чтобы поддержать спрос на них, Федеральному Резерву рано или поздно придется пойти на повышение процентных ставок (то есть повторится ситуация начала 80-х).
Серьезный рост ставок может на время приостановить падение доллара, но он же немедленно спровоцирует коллапс частнопредпринимательской экономики в США. Отметим, что даже нынешние отрицательные реальные процентные ставки (номинальные ставки - ниже уровня инфляции) недостаточны для стимулирования анемичной американской экономики.
Рост ставок сделает гораздо более дорогим обслуживание как федерального, так и корпоративного долга. Наконец, он может спровоцировать сдувание спекулятивного пузыря на рынке недвижимости, последствия чего могут оказаться очень серьезными - резкий взлет персональных банкротств, кризис на рынке ипотечных ценных бумаг и т. п., что не замедлит негативно сказаться на курсе доллара.