Пора проститься с молодостью

Русский бизнес
Москва, 29.03.2004
Для того чтобы российский обувной рынок активизировался и вышел на новый уровень, должны появиться новые отечественные производители. И их должно поддержать государство

"Куда поехать за обувью? Где купить обувь? В стране нет обуви" - по мере приближения очередного весенне-летнего сезона эти слова можно слышать все чаще и чаще. Впрочем, их актуальность не спадает и в межсезонье - в стране действительно плохо с обувью. Несмотря на кажущееся изобилие на прилавках, в большинстве случаев покупателям предлагается товар негарантированного качества, непонятного происхождения и по неадекватным ценам. Приходится либо выбирать из безликой дешевой обуви, либо, если речь идет о чем-то модном и качественном, переплачивать втрое.

Очевидно, что российский обувной рынок застрял на ранней стадии своего развития. Свидетельством тому является несоответствие цены и качества предлагаемого товара, отсутствие на рынке крупных игроков, ограниченное число розничных обувных сетей, слабое присутствие на нашем рынке западных компаний, минимальная рекламная активность обувщиков, увеличивающиеся год от года товарные остатки у продавцов и производителей и т. д. При этом немногочисленные системные игроки рынка признают, что пока рынок остается свободным для появления новых игроков и брэндов.

Обувь для военных и детей

В чем же причина того, что львиная доля обуви не соответствует ожиданиям и вкусам потребителей? Очень многое объясняет сложившаяся структура обувного рынка. Так, основная масса продукции продается сотнями разных по масштабу оптовых и розничных компаний-импортеров, которые попросту закупают у иностранных производителей (в основном из Юго-Восточной Азии) готовую обувь, буквально по пути в Россию придумывая названия для таких "коллекций", а часто и вовсе обходясь без них. Именно эти компании обеспечивают ассортимент огромных обувных центров, небольших магазинов, вещевых рынков. В своей массе это однотипная обувь с разным уровнем цен - от дешевой до средне-дорогой. На таких импортеров сегодня приходится порядка 60% рынка.

Засилье импорта привело к тому, что отечественные фабрики, которые несколько оживились после кризиса 1998 года, сегодня снова теряют рынок. Их фактическая доля на рынке не превышает 10%, а рост объемов производства российских фабрик снизился с 28% в 2000 году примерно до 5% в 2003-м. На плаву остаются лишь немногие - в их числе "Вестфалика", Тульская обувная фабрика, торговый дом "Белка", челябинская фабрика "Юничел", несколько ростовских фабрик. "Если посмотреть на отечественных гигантов - на Курскую обувную фабрику, на Мухановскую и ряд других, - то они сейчас частично простаивают, распродают оборудование", - говорит Ярослав Живов, генеральный директор компании "Пальмира" (оператор крупнейшей в России обувной сети Monarch). Хорошие финансовые показатели одного из лидеров отрасли - "Парижской коммуны", - по словам наблюдателей, достигнуты во многом за счет сдачи в аренду площадей (фабрика расположена в центре Москвы), а руководство фабрики признает, что выпуск они увеличили в основном за счет незатейливой обуви для силовых ведомств и детей.

Как-то повлиять на рынок, сдвинуть его с нынешней точки развития наши фабрик

Новости партнеров

«Эксперт»
№12 (413) 29 марта 2004
Война с террором
Содержание:
Напролом

Резкое обострение обстановки в Европе и на Ближнем Востоке вызвано расколом Запада в результате вторжения США в Ирак. Региональные конфликты, бывшие до этого управляемыми, начинают выходить из-под контроля

Международный бизнес
Наука и технологии
Без рубрики
Реклама