Волна мини-кризисов первой половины марта показала, что сегодня потенциал нестабильности в мире гораздо выше, чем это могло показаться. Теракты в Мадриде, вспышка насилия в Косово, паника в Европе, резкое обострение ситуации вокруг Израиля - на этом фоне даже террористическая война в Ираке, ставшая уже перманентной и оттого вполне привычной, несколько отошла на второй план. Но именно война в Ираке является фундаментальной причиной нынешнего обострения ситуации в мире. Причем это касается не только терактов в Испании, где связь с Ираком достаточно очевидна, но и Израиля, и даже Косово. Связь эта не является линейной. В самом деле, вряд ли вообще возможно напрямую увязать очередную серию взрывов в Ираке с устранением израильской армией создателя и главного идеолога террористической организации "Хамас" Ахмеда Ясина или с возобновлением этнических чисток в Косово. Дело здесь в другом - вторжение США в Ирак разрушило всю систему договоренностей и компромиссов, выработанных в течение 90-х годов Западом в отношении своей "восточной политики". И теперь, по мере того как это выстроенное с немалым трудом здание рушится, целая сеть управляемых и взаимоувязанных конфликтов выходит из-под контроля Запада и начинает развиваться в соответствии со своей внутренней логикой.
Буш-младший в своем стремлении любой ценой покарать Саддама разрушил всю систему договоренностей, весь механизм комплексного разрешения ближневосточных проблем, которые выстраивала администрация Билла Клинтона. Смысл клинтоновских построений был примерно такой. Приоритет - мирное решение палестино-израильского конфликта. Только отталкиваясь от такого решения - развязав себе руки и на деле показав арабскому миру, что у США нет предвзятости в отношении мусульман, - можно приступать к решению проблемы Саддама.
Легко сказать "мирное решение палестино-израильского конфликта". На деле даже огромная политическая воля и дипломатическое искусство не дают никакой гарантии того, что такое решение будет найдено. Для уверенности в успехе Клинтону требовался надежный американо-европейский консенсус на ближневосточном направлении. Стержнем этого консенсуса стала концепция гуманитарных интервенций, которая была успешно опробована в ходе агрессии НАТО против Югославии в 1999 году.
Югославская война, с одной стороны, позволила консолидировать на базе европейско-американского единства происламские силы на Западе (прежде всего в Европе), обкатать НАТО в качестве инструмента этого консенсуса (да так, что в Израиле многие всерьез забеспокоились, как бы их страна не стала следующей целью НАТО), а с другой - тогдашнее левое израильское правительство Эхуда Барака активно пыталось использовать Косово в качестве площадки для демонстративного замирения с мусульманами: например, Израиль развернул для албанских беженцев несколько лагерей, над которыми развевались израильские флаги.
Однако в конечном итоге все усилия Клинтона добиться на излете своего правления мирного соглашения между палестинцами и евреями оказались напрасны. А новый постоялец Белого дома имел совсем иные взгляды на ближневосточную политику. Отодвинув в сторону Израиль, Косово, НАТО и европейских союзников, он занялся Ираком, и - кто не с нами, тот против нас. А поскольку вектор действий администрации Буша прямо противоположен вектору действий предшественника, камни из рассыпающихся клинтоновских построений начали сыпаться на тех, кто участвовал в их возведении.
Зачистка "Хамас"
Стремясь любой ценой покарать Саддама, Буш-младший разрушил весь механизм комплексного разрешения ближневосточных проблем, которые выстраивала администрация Клинтона
Уничтожение в прошлый понедельник в секторе Газа лидера террористической группировки "Хамас" шейха Ахмеда Ясина как раз и стало одним из проявлений этой тенденции. Конечно, у Иерусалима были для этого собственные "оперативные" причины. За неделю до уничтожения Ясина боевики "Хамас" устроили теракт в порту Ашдода. В результате взрыва погибли десять человек, однако истинной целью акции были портовые нефтехранилища и емкости с химикатами. По оценкам израильских экспертов, в результате такого взрыва "на воздух взлетело бы полгорода". После этого было принято решение пойти на жесткую конфронтацию с группировкой и уничтожить ее активных лидеров и инфраструктуру. Накануне уничтожения Ясина были убиты шестеро полевых командиров "Хамас", а после ликвидации шейха войсковые подразделения Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) начали в секторе Газа широкомасштабную операцию.
Но причины того, почему израильтяне решились на устранение Ясина именно сейчас, безусловно, глубже. Основная из них - правительство Ариэля Шарона все больше дистанцируется от различных многосторонних форматов урегулирования конфликта. Всевозможные "дорожные карты" и "женевские инициативы" показали свою бесперспективность, и дело идет либо к двусторонним договоренностям с палестинцами, либо даже к одностороннему размежеванию Израиля от Палестинской автономии (ПА).
Вопреки мнению значительной части кабинета министров Шарон собирается вывести из сектора Газа все еврейские поселения. Реализация плана предполагает передачу контроля над полосой Газы службам безопасности автономии, силовым структурам Ясира Арафата. Однако для реализации этой цели необходимо было "зачистить" территорию от хамасовских структур, которые прямо конкурировали со структурами ПА. Еще в прошлое воскресенье министр обороны Шауль Мофаз заявил, что "министерство обороны совместно с военным командованием готовит план действий, которые должны существенно ослабить 'Хамас' перед отступлением Израиля из сектора Газа".
"Стратегическая цель палестинцев - уничтожить Израиль как таковой. Однако существует два подхода к ее реализации. Палестинская группировка 'Фатх', возглавляемая Ясиром Арафатом, и соответственно администрация автономии считают, что создание палестинского государственного образования станет первым шагом на пути уничтожения еврейского государства, тогда как 'Хамас' полагает, что Израиль легче уничтожить, не создавая собственного 'промежуточного' государства. Представители 'Хамас' предпочитают некий 'косовский вариант' - вариант введения международных миротворцев и продолжения террора под их фактическим прикрытием", - сказал "Эксперту" израильский политолог и лидер движения "Беад Арцейну" ("За Родину") Авром Шмулевич.
Зачистка сектора Газа от "Хамас" свидетельствует о вытеснении европейцев из зоны палестино-израильского противостояния. Ведь именно через "Хамас" осуществлялось финансовое и политическое присутствие Европы в этой конфликтной точке и именно европейцы все время сопротивлялись попыткам Израиля приструнить "Хамас", используя в качестве прикрытия политических лидеров организации. Не случайно после уничтожения шейха Ясина и начала военной операции именно представители Евросоюза выступили с наиболее жесткой критикой Израиля. Правительство Англии осудило "беззаконное" убийство главаря террористической организации. Министр иностранных дел Англии Джек Стро на Конференции министров иностранных дел ЕС в Брюсселе сказал, что ликвидация шейха Ясина "неприемлема, неоправданна и вряд ли достигнет целей, поставленных израильским руководством". Схожие заявления сделали и верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана, и другие министры стран Евросоюза.
Посетив Косово спустя ровно пять лет после начала бомбардировок Югославии, бывший генсек НАТО Хавьер Солана ужаснулся тому насилию, которое там случилось
Американцы же заняли гораздо более сбалансированную позицию, которая на фоне реакции Европы может расцениваться как негласная поддержка. Заявления о "глубокой озабоченности" и "усилении напряженности" соседствовали с указаниями на то, что у Израиля "есть право на самооборону". "Шейх Ахмед Ясин был главой одной из самых жестоких террористических организаций и нес персональную ответственность за многие теракты", - заявила помощник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс. К тому же не исключено, что перед началом операции по "зачистке" Газы Иерусалим предупредил Вашингтон. Незадолго до обострения ситуации в США побывали эмиссары Шарона Дов Вайсгласс и Гиора Айленд.
Впрочем, несмотря на сдержанную реакцию, американцы потребовали не трогать главу автономии Ясира Арафата. "США требуют от Израиля следовать данному ранее обещанию и не предпринимать никаких действий против Арафата", - заявил в понедельник на брифинге спикер госдепартамента Ричард Баучер. США опасаются, что, освободившись от опеки "миротворческого сообщества" и начав проводить наступательную политику, Шарон (и Израиль) может стать слишком самостоятельным.
Печальный юбилей
Нечто подобное произошло и в Косово. Ведь проблема так и осталась недорешенной - албанские вооруженные формирования не разоружены, а статус края до конца не определен. В Брюсселе о крае элементарным образом забыли. И произошедшее в Косово стало для европейских политиков полной неожиданностью - албанцы, которые числились в друзьях, вдруг подложили "Солане и Co" большую свинью. Забавно сегодня слышать, как, посетив край, Хавьер Солана и комиссар ЕС по внешней политике Крис Паттен - а их визит совпал с датой пятилетнего "юбилея" начала бомбардировок Югославии - заявили, что "ужаснулись тому насилию, которое случилось в Косово".
Для всех очевидно (для Соланы и Паттена в том числе), что "спонтанные" выступления албанцев были хорошо и заранее организованы. Довольно популярна точка зрения, что это сделали американцы, чтобы таким образом надавить на больную точку Европы. Впрочем, это совсем не очевидно (даже с учетом того, что албанцев тренировали отставные американские военспецы). Конфликты, подобные косовскому, имеют свою логику развития - трудно ожидать, что агрессивное, вооруженное этническое большинство в крае, которому посулили суверенитет, легко откажется от своих притязаний только из-за того, что их бывшие покровители о них забыли.
Албанцы уже имеют опыт самостоятельной эскалации конфликта - вторжение в Македонию, когда их с горем пополам утихомирили. На эту осень, на октябрь, в Косово намечены выборы, так что в активизации экстремистского крыла в движении косовских албанцев за независимость, которое не хочет терять своего влияния, ровным счетом нет ничего удивительного. Вероятно, что таким образом албанские экстремисты всего лишь отреагировали на мадридские теракты и исход выборов в Испании, решив, что настал удобный момент, чтобы побольше выторговать у сердобольной Европы.