"Без России нам не обойтись"

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
5 апреля 2004, 00:00

В конце марта, когда на российских биржах проходило публичное размещение акций "Иркута", Россию посетил президент европейского аэрокосмического концерна EADS Райнер Гертрих. У EADS в России два ключевых партнера - группа компаний "Каскол" и НПК "Иркут". С "Касколом" европейцы уже проектируют отдельные элементы самолетов Airbus, а на мощностях иркутской корпорации EADS предполагает организовать их производство. Впрочем, наблюдатели уверены, что кооперацией с "Иркутом" дело не ограничится и в самом ближайшем будущем EADS купит крупный пакет акций иркутской корпорации. О позиционировании EADS на российском рынке Райнер Гертрих рассказал нашему журналу.

- Если честно, будет ли EADS покупать акции "Иркута"?

- В принципе мы не исключаем такой возможности. Мы считаем партнерство с Россией стратегически важным для нашей компании. Я думаю, что покупка акций - шаг разумный.

- Почему вы считаете Россию стратегически важным партнером?

- Сейчас EADS превращается в глобальную аэрокосмическую корпорацию, работающую по всему миру. Мы активно расширяем бизнес в Китае, в Индии, в США. И обойти стороной Россию мы просто не можем.

- В каком качестве Россия представляет для вас наибольший интерес - как участник промышленной кооперации или как потенциально емкий рынок, где можно неплохо заработать?

- Конечно, мы можем за один год продать в России десять-пятнадцать самолетов, а потом три года сидеть без дела. Но это не для нас. Мы начали сотрудничество с Россией как с равноправным партнером более чем по тридцати проектам в самых различных областях. И не ждем от этого сиюминутной выгоды, все наши программы рассчитаны на перспективу. Например, СП EADS и ГКНПЦ имени Хруничева - Eurocot Launch Services - занимается поиском заказчиков и запусками ракеты-носителя "Рокот". Суммарный оборот по всем нашим проектам в России превысил восемьсот миллионов евро. Это не такая уж большая сумма. Но мы очень быстро растем.

- Какие новые проекты вы планируете реализовать в России?

- Буквально на днях Airbus объявил тендер среди российских предприятий на размещение производственных заказов на изготовление деталей и узлов планеров самолетов A-330/340 и A-320 на десять миллионов долларов в год. Официальные предложения уже направлены в "Каскол", "Иркут", другие компании. Кроме того, мы вместе с "Иркутом" начали работы по проекту Бе-200. Это очень перспективный самолет. Мы подготовили предложения по его международной сертификации и, возможно, уже летом создадим СП, которое займется продажами Бе-200 в мире. Есть и новые проекты в военном авиастроении. Сейчас вместе с фирмой Сухого мы ведем переговоры по совместному созданию ударных беспилотных истребителей.

- В 2010 году США начнут продажи на мировом рынке истребителя пятого поколения F-35. Конкурента этому самолету в Европе сейчас нет. Почему бы вам не сделать самолет пятого поколения вместе с Россией?

- Вы правы, Европа начнет поставки своих истребителей (четвертого поколения. - "Эксперт") на мировой рынок гораздо позже, чем США. Я думаю, что европейский самолет пятого поколения появится в серии ближе к 2020 году. Однако технологии, которые сейчас используются в европейских самолетах Eurofighter, Rafale, Gripen, равно как и в проектируемых беспилотных ударных истребителях, будут применяться и при создании машин пятого поколения. Участие России в создании нового боевого самолета вместе с EADS, в принципе, возможно. Но вы же понимаете, что подобные проекты требуют политических решений. Если решение будет принято, мы начнем работать.

- Развивая тесные кооперационные связи с российским авиапромом, EADS способствует восстановлению его промышленного потенциала. Вы не боитесь, что через пять-десять лет получите мощного конкурента для Airbas на мировом рынке?

- Русские должны определить, какую роль ваша страна будет играть на мировом рынке коммерческой авиации в долгосрочной перспективе. В зависимости от вашего выбора будет адаптирована и стратегия EADS. Россия может сконцентрироваться на выполнении контрактов с западными производителями, а может и выпускать собственными силами целый ряд магистральных самолетов, которые будут конкурировать с западными лайнерами на мировом рынке. Возможно, Россия сосредоточится на производстве каких-то нишевых продуктов, например Бе-200. Здесь все зависит от финансовых и технологических возможностей российской промышленности. Для того чтобы создать Airbus, мы потратили тридцать лет и пятьдесят миллиардов евро. Поэтому вероятность появления еще одной компании на мировом рынке магистральных самолетов у меня вызывает определенные сомнения.