Движущая сила Сибири

Спецвыпуск
Москва, 12.04.2004
«Эксперт» №14 (415)
Чтобы организовать экономический прорыв, нужно консолидировать усилия власти и бизнеса

В марте в Красноярском крае был явный всплеск деловой активности - зафиксировано более двухсот крупных инвестиционных сделок. В последние дни месяца поступило сообщение, что французская компания Accor приняла решение строить в краевом центре сеть своих отелей. Значит, даже недоверчивые французы осознали, что Красноярск - перспективная бизнес-площадка. Все идет именно так, как обещал два года назад в интервью "Эксперту" Александр Хлопонин, тогда только-только избранный губернатором.

Трудное наследство

В начале 2002 года Красноярский край был зоной всевозможных конфликтов: между законодательной и исполнительной властью, финансово-промышленными группами и местной предпринимательской элитой, исполнительной властью региона и районных центров, муниципалитетами и энергетиками. "Кредиторская задолженность края накапливалась долгие годы и дошла до четырнадцати миллиардов рублей - фактически край был на грани банкротства", - вспоминает заместитель начальника главного управления регионального экономического развития Красноярского края Рафаэль Шагеев.

Еще труднее было собрать доходную часть бюджета. Любые попытки территории увеличить свои доходы неизменно приводили к перераспределению средств в пользу федерального центра. Значит, оставалось лишь одно - добирать налоги на территории края, что было весьма проблематично. Всех плательщиков регионального бюджета можно разделить на несколько групп: крупные ФПГ ("Сибнефть", ЮКОС, "Русал" и др.); естественные монополии (железная дорога, энергетика, связь); краевая промышленная элита, не имеющая отношения к ФПГ; малый и средний бизнес. Практически все крупные холдинги работали по трансфертным ценам, то есть потребляли природные ресурсы в регионе, а выплачивали налоги в Чувашии или на Чукотке. Не говоря уже о том, что акцизы компании тоже могли платить там, где им удобно. Выходило, что бюджет края ежегодно недополучал налогов на миллиарды рублей.

Краевая промэлита вела себя так же, как и ФПГ: все сбытовые конторы были зарегистрированы в Новосибирске или в других крупных городах соседних областей. Но если ФПГ и крупные краевые предприятия еще как-то платили налоги, то от малого и среднего бизнеса региональный бюджет не получал ничего - все было в тени. Полнейшая неразбериха была и с естественными монополиями. Компании показывали нулевую рентабельность, а тарифы росли с завидной регулярностью (компании, вместо того чтобы осуществлять свои инвестиционные программы за счет прибыли, а при износе фондов на 80% это необходимо, закладывали расходы на них в тарифы). Понятно, что это мешало и работе, и долгосрочному планированию как краевой администрации, так и всех предприятий региона.

Экономический фон все ухудшался, и в итоге в 2002 году Красноярский край фактически остановился в своем развитии: снизились темпы роста промышленного производства и объемы инвестиций, выросла кредиторская задолженность компаний и задолженность по зарплате, больше половины предприятий края были признаны убыточными, не росли доходы населения. Нов

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (415) 12 апреля 2004
    Кризис либерализма
    Содержание:
    Буржуазные рефлексии

    Для того чтобы Россия развивалась адекватно имеющимся у нее силам, отечественная буржуазия должна занять свое место в правящем классе

    Реклама