Ночи черные

Культура
Москва, 12.04.2004
«Эксперт» №14 (415)

"Когда качаются фонарики ночные, когда на улицу опасно выходить, я из пивной иду, я никого не жду, я никого уж не сумею полюбить". Эти слова легендарной песни - практически идеальный синопсис для "Ночей Кабирии" в Театре им. Пушкина. Разноцветные фонарики, густо облепившие сцену, - самая симпатичная деталь сценографии. А ковыляющие, хромающие, пританцовывающие проходы Кабирии (Александра Урсуляк) по наклонному поворотному кругу - из кафе на панель и обратно - самые запоминающиеся эпизоды спектакля.

Директора драматических театров помешались на мюзиклах. Им кажется, что стоит подмешать в спектакль побольше музыки и заставить драматических артистов петь и танцевать, как публика повалит к ним валом и оставит в кассе все свои деньги. Видимо, так же считает и продвинутый худрук Театра им. Пушкина Роман Козак: он заказал Алле Сигаловой мюзикл по мотивам знаменитого фильма Федерико Феллини. Постановка "Кабирии" заняла полгода. Репетиционный процесс накалом и муками напоминал битву на Курской дуге. Ни в чем не повинные драматические артисты растягивали мышцы в батманах и надрывали голосовые связки. Перед премьерой устраивали по три прогона в день. Говорят, исполнительница главной роли падала на сцене в обморок от переутомления.

Сценарий "Ночей Кабирии" подвергся сложным, достойным средневекового алхимика манипуляциям. Сначала его перевели на русский. Потом переложили на стихи: Елена Сигова и Владлен Дозорцев смело зарифмовали "Тибр" и "смерть". Затем легендарный композитор Раймонд Паулс положил стихи на музыку, подозрительно напоминающую его прежние хиты. Наконец, балетмейстер Сигалова поставила номера, в которых актеры средствами танца попытались передать невыносимые страдания добросердечной проститутки Кабирии.

Говорить этим людям, положившим все силы на алтарь искусства, что как раз искусства-то у них никакого и не получилось, просто язык не поворачивается. Отметим поэтому скудные достоинства "Ночей". Помимо замечательных фонариков на сцене есть еще красивый бархатный занавес малинового цвета. Безупречно поставлен свет художником Глебом Фильштинским. Наконец, высокий класс актрисы Урсуляк виден даже тогда, когда она сорванным голосом сипит в микрофон. Тем более - когда танцует. Время от времени, когда она выкидывает отчаянные коленца на авансцене, в ее огромных глазах мелькает настоящее отчаяние. Словно она спрашивает себя: "Кой черт занес меня на эту галеру?"

Судите сами, стоит ли проводить ночи с Кабирией в Театре им. Пушкина.

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (415) 12 апреля 2004
    Кризис либерализма
    Содержание:
    Буржуазные рефлексии

    Для того чтобы Россия развивалась адекватно имеющимся у нее силам, отечественная буржуазия должна занять свое место в правящем классе

    Реклама