Польза надзора

Спецвыпуск
Москва, 12.04.2004
«Эксперт» №14 (415)
О стратегии Федеральной службы страхового надзора рассказывает ее новый глава Илья Ломакин-Румянцев, в 1998-2000 годах он руководил "Страхнадзором"

- В 2000 году вы ушли с поста главы "Страхнадзора"...

- Я заметил одну тенденцию на страховом рынке: как только вносятся изменения в Закон об организации страхового дела, на следующий год уходит глава "Страхнадзора". В 1997 году были внесены поправки, увеличивающие уставной капитал, - в 1998 году ушел Валерий Сухов. В 1999 году были внесены поправки, ограничивающие доступ на рынок иностранных компаний, - в 2000-м ушел я. В 2003 году - очередные изменения, и сейчас ушел Константин Пылов.

- С этой должности уходят по своей воле?

- Я бы сказал, что в этом есть некоторое предопределение.

- Или смена руководства всего лишь отражает изменение ситуации на рынке?

- Можно и так сказать.

- Некоторые страховщики утверждают, что вы на посту главы "Страхнадзора" не успели сделать многое из того, что хотели.

- Это и так и не так. Многое сделать удалось: начали вводить стандартные правила страхования, в результате стали развиваться и система превентивного контроля, и финансовый надзор, стали заниматься экономикой страхования, активно бороться со схемами ухода от налогов. Кое-что действительно я не успел довести до конца, в частности провести сокращение количества страховых компаний до нужного уровня. Когда я пришел в 1998 году, на рынке было 2500 компаний, когда уходил - их было 1200, сейчас - почти 1400.

- А сколько нужно?

- Этого не знает никто. Есть только одна страна в мире, которая еще в 1928 году точно решила, что ей не нужно больше сотни компаний. Это Финляндия. Наши эксперты говорили в 1998-1999 годах о 400-700 компаниях, самый злые называли такие цифры - 200 и даже 50 компаний. Но дело не в количестве, а в том, сколько компаний по квалификации, гарантиям финансовой обеспеченности может реально работать на рынке. С 1999 года рынок сильно вырос - в прошлом году он достиг 12 миллиардов долларов.

- Какая главная задача стоит сейчас перед "Страхнадзором"?

- Главное - сохранить темпы взросления рынка, и речь идет не только о размере уставного капитала и обязательном экономическом образовании руководства, а о технологиях. Именно технологии представляются основной проблемой в реализации Закона об ОСАГО. Несмотря на долгую подготовку к автогражданке, страховое сообщество оказалось к нему не готово.

- Может, стоит все отменить и, тщательнее подготовившись, начать сначала?

- Маловероятно, что так случится. Сейчас уже поздно говорить о других схемах запуска автогражданки. Сейчас страховщики должны сосредоточить усилия и средства на создании инфраструктуры: системы аварийных комиссаров, независимых экспертов-оценщиков, адвокатов, информационной системы, системы технической и правовой поддержки. Вопрос ведь не в том, чтобы наши внуки получили компенсацию за погибших и раненных в ДТП, а в том, чтобы дорожное движение стало более комфортным и безопасным.

- Вы полагаете, эту проблему можно решить с помощью автогражданки? Автовладельцы в это не очень верят.

- Можно, но не сразу, а со временем. А поскольку мы не любим терпеть, то большинство законом недовольно. Скажу чес

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (415) 12 апреля 2004
    Кризис либерализма
    Содержание:
    Буржуазные рефлексии

    Для того чтобы Россия развивалась адекватно имеющимся у нее силам, отечественная буржуазия должна занять свое место в правящем классе

    Реклама