"В моде уже не первый год ветер дует с Востока. Вот посмотрите на этот изящный рисунок по японским мотивам с плоским изображением - на ткани он смотрится очень стильно. А вот китайская тема - видите, красочные веера, перья, пышные цветы. А вот этот рисунок нами был сделан по мотивам творений австрийского художника Густава Климта, а этот - по мотивам работ Кандинского. Вот эти цветы нам удалось восстановить на основе старинных образцов, мы попросили художников его немного осовременить, 'посадить' на цветы божью коровку - сейчас очень модно, чтобы на тканях были стрекозы, божьи коровки, кузнечики..." Главный художник компании "Альянс 'Русский текстиль'" Любовь Перкова нас несколько озадачила: еще два-три года назад услышать такое в отечественных текстильных компаниях, производящих безликие километры дешевого ситца, было просто невозможно. Сегодня японский минимализм и творения Кандинского уже можно увидеть на пододеяльниках и наволочках российского производства.
Впервые на российском текстильном рынке появились производители, которые задумываются о моде. И их первые шаги показывают, что стратегия выхода в модную индустрию оправданна: при низкой эффективности текстильной отрасли в целом обороты наиболее продвинутых предприятий ежегодно увеличиваются на 30-40%, а рентабельность производства составляет десятки процентов.
В перспективности этой стратегии мы убедились на примере двух российских текстильных компаний - "Альянс 'Русский текстиль'" и "Гута Текстиль". "Альянсу 'Русский текстиль'" сегодня принадлежит 20% рынка хлопчатобумажных тканей и почти 13% всего текстильного рынка. В основном "Альянс" производит хлопчатобумажные ткани для домашнего текстиля. В 2003 году оборот компании составил 250 млн долларов. Компания "Гута Текстиль" появилась на российском рынке в 2001 году и позиционировала себя как производитель одежных тканей из шерсти и льна. Пока ее рыночная доля - примерно 3% от всего текстильного рынка. Тем не менее "Гута Текстиль" - первая на российском рынке компания, которая заявила об амбициозных планах в суперсложном для наших производителей сегменте одежных тканей.
Быстрой прибыли не будет
Холдинги "Альянс 'Русский текстиль'" и "Гута Текстиль" их владельцы создавали в процессе скупки старых текстильных предприятий. В 90-е годы будущие владельцы "Альянса 'Русский текстиль'" стали заниматься поставками на российский рынок хлопка из Средней Азии. У многих российских текстильных предприятий на тот момент не хватало свободных денег, и они расплачивались с поставщиками хлопка готовой продукцией. С полученной тканью нужно было что-то делать. "Реализуя чужую ткань, мы стали хорошо ориентироваться в спросе. Со временем у нас появились наработанные каналы сбыта. Мы подумали: зачем продавать чужую ткань - нужно производить свою. Приобрести мощности в то время было очень просто - буквально садишься у проходной фабрики и скупаешь акции. Так мы купили в 1998 году Тейковский хлопчатобумажный комбинат. Настроения у нас тогда были романтические", - рассказывает Зеин Ахабаев, председатель совета директоров компании "Альянс 'Русский текстиль'". Вскоре были куплены еще три предприятия - ОАО "Товарищество 'Тверская мануфактура'", ОАО "Муромский ХБК 'Красный луч'", ООО "Камышинский ХБК". "Работая со сбытом, мы понимали, что нужно покупать самые лучшие текстильные предприятия, которые могут в перспективе производить актуальные для рынка ткани. Например, ткани 'Тверской мануфактуры' были самыми качественными на текстильном рынке. У нас были долгие переговоры с владельцами, и в конце концов мы достаточно дорого купили это предприятие", - говорит Ахабаев. В 2001 году все предприятия были объединены в холдинг "Альянс 'Русский текстиль'".
Группа компаний "Гута" занялась скупкой текстильных мощностей чуть больше двух лет назад. После дефолта менеджеры группы "Гута" решили, что развиваться только в финансовом или фондовом секторах российского рынка слишком рискованно. Компания исследовала ряд отраслей, в том числе и потребительский рынок. После этого были приобретены кондитерские и медицинские активы, а в 2001 году - текстильные: компания ОАО "Славия Текстиль", производящая хлопчатобумажные ткани, ОАО "Ивантеевская тонкосуконная фабрика" - производитель шерстяных тканей и ОАО "Гаврилов-Ямский льнокомбинат", производящий как суровье, так и готовые льняные ткани для одежды. "Судя по той скорости, с которой рос импорт на текстильном рынке, отрасль очень перспективна для диверсификации", - говорит Григорий Попандопуло, генеральный директор компании "Гута Текстиль".
Однако, начав скупать текстильные мощности, менеджеры обеих компаний поняли, что быстрой прибыли не будет - фабрики либо были убыточными, либо работали с минимальной прибылью. Первое время новые владельцы были заняты выплатой долгов предприятий, сбытом складского неликвида и налаживанием элементарного учета. На приобретенных фабриках продолжали выпускать их стандартный ассортимент - простые дешевые ткани, в виде суровья (в необработанном виде) они отправлялись на экспорт, часть тканей шла на обслуживание заказов Минобороны, а часть тканей, в примитивно отделанном виде, продавалась региональным швейникам. И очень скоро новые владельцы поняли: производить дешевый продукт - это значит конкурировать с китайцами в сокращении издержек, постоянно теряя в качестве продукта. Такая стратегия не могла принести ожидаемых дивидендов. Стало очевидным - необходимо менять продукт.
"В 2003 году мы решили ситцевую нишу заменить другим продуктом: чтобы цена его была почти такой же, а качество - совсем другим, ближе к западному: с высокими физико-техническими свойствами ткани, с современным дизайном, большим ассортиментом", - говорит президент компании "Альянс 'Русский текстиль'" Константин Волков.
К идее нового продукта подошла и только появившаяся на рынке компания "Гута Текстиль". "Нашим западным и российским оптовикам требуется только одно - минимальная цена. Для этого мы должны постоянно снижать издержки. Поскольку производить дешевле китайских фабрик мы не сможем, то мы решили искать себе новую рыночную нишу", - говорит г-н Попандопуло.
Чтобы пестик подходил к лепестку
Отличаться новый продукт от старого должен был во всем - от качества прядения пряжи до отделки готовой ткани. Очевидно, что для этого компаниям требовалось существенно обновить мощности на всех этапах создания продукта. Изношенное, отсталое оборудование - во многом по этой причине отечественные текстильщики проигрывают в качестве иностранным производителям. В общей сложности в перевооружение "Альянс 'Русский текстиль'" инвестировал в последние два года 12 млн долларов, а "Гута Текстиль" - 20 млн долларов.
Важнее всего, считало руководство компаний, было модернизировать оборудование для отделки тканей - от него зависит точное исполнение рисунка на ткани и скорость обновления ассортимента. "До недавних пор печать на ткань в России происходила при помощи медных валов. Если нужно было сменить рисунок, то его меняли вручную, и вероятность несовпадения рисунка, скажем когда пестик не подойдет к лепестку, была очень большой. Очевидно, что успевать за модными тенденциями на таком оборудовании было невозможно", - рассказывает г-н Ахабаев.
Параллельно со сменой основного оборудования компании стали развивать и химическое производство - для смесовых тканей. "Некоторые ткани без добавления синтетики плохо идут на российском рынке, - говорит Вадим Московец, дизайнер компании 'Гута Текстиль'. - Например, если в Европе нормально относятся к тому, что льняные ткани сильно мнутся, то российским потребителям это не нравится. И сегодня мы ведем разработки по добавлению в лен и шерсть искусственных волокон".
Благодаря новому современному оборудованию стало возможным точное воспроизведение на ткани замыслов художников и дизайнеров - при новой стратегии в обоих холдингах им стала отводиться решающая роль. "В тканях продается рисунок. В семидесяти процентах случаев ткань покупают за ее дизайн, и лишь в тридцати процентах - за ее физико-механические свойства", - говорит г-н Попандопуло. В 2003 году в холдинги пришли известные текстильные дизайнеры: Вадим Московец - в "Гута Текстиль", Любовь Перкова - в "Альянс 'Русский текстиль'". Перед дизайнерами была поставлена задача создать модный, современный продукт, отвечающий потребностям рынка. В "Альянсе 'Русский текстиль'" решили пойти дальше: "Мы хотим производить продукт не тот, который востребован сегодня, а тот, который будет модным в нашей стране завтра. Мы хотим стать законодателями российской моды в текстиле для дома", - говорит Зоя Матчина, директор по маркетингу этой компании.
Стать модным производителем в текстиле - задача довольно сложная, поскольку тенденции мировой моды начинаются именно с текстиля, и тягаться в этом с европейцами бессмысленно. "Зато мы хорошо знаем российский вкус, - говорит Любовь Перкова, - мы знаем, что нужно покупателю из Рязани, а что покупателю с Дальнего Востока. В этом наше преимущество, иностранцы в этом не могут разобраться. Поэтому-то китайские комплекты белья у нас очень плохо продаются".
С г-жой Перковой согласны и менеджеры "Гута Текстиль": "Азиатские производители - превосходные копировальщики, если нужно, идеально скопируют хоть самого Рафаэля, но придумать инновации - как в производстве, так и в дизайне - они не в состоянии. Россияне же склонны к креативу. Все дело за внедрением", - говорит Эльдар Алиев, коммерческий директор компании "Гута Текстиль".
Художники смогли решить и еще одну актуальную для производителя задачу - быстро менять рисунки и коллекции. Как оказалось, в зависимости от сезона и времени года спрос меняется не только на одежду и одежные ткани, но и на ткани постельной группы. Сегодня "Альянс 'Русский текстиль'" ежемесячно выводит на рынок более 60 новых дизайнов по всем видам ткани, "Гута Текстиль" - 53. К этому их подталкивает и конкуренция. "Наши дизайны активно копируют, так что пока конкуренты запустят наш рисунок, мы стараемся снять с него сливки и заменить новыми рисунками", - говорит Зоя Матчина.
В результате в ассортименте обеих компаний стала активно расти доля готовых тканей. Так, в "Русском текстиле" доля суровья сегодня составляет всего лишь 15%. В "Гута Текстиль" за год долю отделанных льняных тканей почти что с нуля довели до 20%. "Остальные восемьдесят процентов тканей мы продаем западным конверторам, которые сами их окрашивают. Мы хотим довести долю окрашенных тканей до восьмидесяти-ста процентов и заменить ткани европейских конверторов на нашем рынке", - говорит Эльдар Алиев. Более того, со временем в "Гута Текстиль" планируют сосредоточиться только на ткачестве и конечной отделке, а пряжу покупать у китайцев. "Бороться за качество пряжи - это значит соревноваться с китайцами в издержках. Мы хотим от этого уйти. Нам куда перспективнее, например, удвоить отделочное оборудование, а пряжу оставить китайцам".
Текстильный супермаркет
Современным текстильным компаниям приходится решать не только производственные задачи. Параллельно с модернизацией производства менеджеры обеих компаний стали создавать новую систему сбыта и продвижения своего продукта. "Русский текстиль" здесь оказался в более выигрышном положении. "Нам помогло то, что мы несколько лет занималась сбытом и хорошо ориентировались в спросе. Мы знали, что требуется рынку, что мы можем продать, по какой цене и в какой срок", - говорит Константин Волков. По мере развития компания все меньше предпочтения отдавала крупным оптовикам из Иванова (там находится главная оптовая база текстиля в стране), поскольку стала наращивать сеть своих представительств. Собственные филиалы - а сегодня их в компании уже 41 - дали много преимуществ: прежде всего прямой выход на потребителя, возможность точно определять объемы продаж, управлять конечной ценой ткани, оперативно реагировать на спрос. "Если цены на сырье начинают колебаться, то мы сразу можем откорректировать цену на свою продукцию по всей сети - как в одну сторону, так и в другую. Это выгоднее, чем сидеть на оптовой базе и 'ждать у моря погоды'", - отмечает г-н Волков.
С выходом на конечного потребителя стала актуальной проблема создания большого ассортимента. В "Русском текстиле" решили формировать ассортимент по принципу супермаркета. "Сегодня швейник идет туда, где ему предложат максимальный ассортимент ткани", - говорит г-н Волков. Для этого в компании собственный ассортимент разбавляют другим: различными тканями, фурнитурой, закупаемым как у российских производителей, так и у зарубежных. "Мы добавляем в ассортимент много импортной ткани -. тем самым мы пытаемся не только расширить собственный ассортимент, но и занять нишу перекупщиков ткани. Благодаря расширению ассортимента те позиции, которые мы производим сами, у нас продаются значительно дороже", - говорит Константин Волков.
На экспорт в Европу сегодня идет 10-15% тканей, производимых в "Русском текстиле" - в основном это суровье, но начала расти в экспорте и доля отделанных тканей. "Россия для Европы сегодня стала привлекательной: Китай - далеко, и мы выигрываем у него в скорости поставки, а с турками мы успешно конкурируем по себестоимости - зарплата в Турции уже на уровне европейской".
Сегодня возможности компании по сбыту превышают ее возможности производства: "Мы можем сегодня продавать собственных тканей раза в два-три больше, чем производим. Поэтому некоторые свои дизайны мы сегодня вынуждены размещать на производстве в Азии", - говорит Зоя Матчина.
Труднее складывается ситуация на рынке со сбытом одежных тканей. Большинство российских швейников пока отдают предпочтение импортным тканям. "Сегодня большую часть льняных тканей мы отправляем в Турцию и Америку. Это самые легкие рынки: в Турции очень развита индустрия пошива дешевой одежды, а в Америке понятие моды в отличие от Европы очень относительно", - говорит г-н Алиев. Между тем, считают специалисты компании, довольно высок потенциальный спрос на отечественную ткань со стороны отечественных швейников, если та будет надлежащего качества. Растущие российские производители одежды, такие как "Панинтер", "Твое", OGGI, испытывающие острую конкуренцию с западными брэндами, заинтересованы в снижении издержек, а потому и в российских тканях. Уже сегодня у российских тканей есть ощутимое преимущество перед иностранными - натуральность сырья. "Итальянские пальтовые ткани интересны по дизайну, но ненатуральны. Их делают из вторичной шерсти: секонд-хенд раздирают на волокна и перерабатывают. Это сложная технология, мы ею не обладаем, но с другой стороны, и не очень хотим производить такие ткани - они распадаются через сезон. А мы пытаемся позиционироваться как производители по-настоящему качественных тканей из настоящей, первичной шерсти", - говорит Эльдар Алиев.
Возможно, отношение к российским тканям изменится, если нашим производителям удастся конкурировать с иностранцами в сервисе и сроках выполнения поставок. "Время исполнения заказа у российского текстильного предприятия - полтора-два месяца. А у европейского - две-четыре недели. Чтобы производить в такие короткие сроки, предприятию нужно создавать запасы полуфабрикатов, которые можно быстро переработать в то или иное изделие. То есть мы должны за наших клиентов определить, что им будет нужно через месяц-два, и таким образом наработать полуфабрикаты. Это требует высокоорганизованной системы планирования и маркетинга, которую надо выстраивать не один год", - говорит г-н Алиев.
Чтобы продвигать свои ткани на российском рынке, "Гута Текстиль" создала в этом году специальное подразделение - Центр эффективной моды, где российские дизайнеры, в том числе и именитые - Игорь Чапурин и Ольга Комиссарова, - разрабатывают модели одежды из тканей, произведенных в компании. Уже состоялось несколько показов разработанной дизайнерами одежды.
Выгоднее шить самим
Работе со швейными компаниями текстильные холдинги отводят первостепенную роль, но они признают, что сегодня очень мало швейников, работающих по-рыночному. "Мы строим мощные отделочные фабрики с суперсовременным цифровым оборудованием, быстро выполняем заказы. А восемьдесят пять процентов отечественных швейников - это небольшие региональные компании, которые предпочитают по старинке шить рукавицы. Доходит до курьеза. Например, сегодня на новом оборудовании мы можем делать более широкие ткани, из которых простыни получаются более качественные, без пресловутого шва посередине. Но швейники отказываются от этих тканей - потому что для этого потребуется что-то изменить в производстве: например, купить раскроечный стол больших УДАРЕНИЕ НА О БОЛЬШИХ размеров. А в результате, смотришь, через какое-то время импортная продукция заняла еще десять процентов рынка", - рассказывает г-н Ахабаев.
Трудности со швейниками вынуждают текстильные холдинги самим заняться пошивом. И в компании "Русский текстиль" сегодня для розничных покупателей уже отшиваются комплекты постельного белья, халаты, рубашки и проч. Швейному дивизиону отдают самые лучшие, эксклюзивные ткани из разработанных в компании, рисунки на этих тканях уже не воспроизводятся на тканях для продажи. "Нам лучше самим развивать швейное направление, чем переучивать швейников. Весь мир шьет из трехметровых тканей, поэтому и нам есть смысл двигаться в том же направлении. К тому же шить самим и продавать готовые комплекты выгодно, поскольку возникает еще десять-пятнадцать процентов добавленной стоимости. Это будет нашим главным направлением развития в ближайшее время", - говорит Зеин Ахабаев.
Уже к осени в "Альянсе 'Русский текстиль'" планируют вывести на рынок собственную торговую марку, под которой будет продаваться в рознице готовая продукция. В ближайшее время и компания "Гута Текстиль" будет развивать швейное производство на базе своего Центра эффективной моды.