Мало-помалу у нас создается индустрия моды

Лилия Москаленко
12 апреля 2004, 00:00

Так считает Ольга Комиссарова - российский дизайнер, основательница компании "Универсал Нью Лайн" по пошиву и реализации женской одежды

Дизайну Ольга Комиссарова училась в "Лаборатории моды" Славы Зайцева, затем работала в экспериментальном производстве компании "Панинтер". В 1999 году г-жа Комиссарова создала свою компанию - "Универсал Нью Лайн". Сегодня это - одна из самых быстрорастущих компаний на одежном рынке России: каждый год она увеличивает обороты на 100%. Каждый сезон здесь отшивают 20 тыс. моделей. Сегодня одежда под маркой "Ольга Комиссарова" продается в Москве, Новороссийске, Белграде, Самаре, Сочи, Якутске, Новосибирске, Архангельске. Успехи своей компании г-жа Комиссарова связывает и с правильным позиционированием: сохраняя качество брэндированной продукции, компания сделала ставку на дешевый сегмент одежного рынка - до 35 долларов за вещь, что стало возможным за счет отечественных тканей.

- Говорят, мода начинается с тканей?

- На Западе любая текстильная компания хорошо понимает: чтобы у нее были постоянные клиенты, ей нужно создавать моду. Нужно производить новые ткани, показывать их швейникам и говорить: да, это модно, это то, что составляет тренд сезона. Мода в одежде во всем мире начинается с производителей ткани. Дело в том, что изобрести что-то новое в одежде уже невозможно: все ее виды, лекала создавались на протяжении человеческой истории. Простор для инноваций сегодня есть лишь в создании тканей: это касается способов переплетения, фактуры, цвета и так далее. Сегодня все модные бумы в одежной индустрии так или иначе связаны с инновациями в производстве ткани. Помните, какой переворот произошел в одежной индустрии в восьмидесятые годы, когда текстильная компания Dupon изобрела лайкру! Это дало западным дизайнерам колоссальный импульс к творчеству и повернуло мировую модную индустрию в совершенно другое русло.

- Может ли Россия пойти по такому же пути, то есть создавать модную индустрию через развитие текстильных компаний?

- Почему бы и нет? В России есть традиции очень квалифицированного производства тканей. Например, в конце XIX столетия Россия была крупнейшим экспортером текстиля - льняных и шерстяных тканей - в Европу. Даже английские швейные фабрики, хотя в стране были превосходные традиции изготовления твида, все-таки для индустриального производства закупали российские ткани. Качество российских тканей было таким, что сегодня ведущие западные компании только пытаются создать их аналоги. Иностранцы в то время охотно покупали в России текстильные фабрики: человеческий труд на них стоил дешево, а качество ткани было одним из лучших в мире. На российских фабриках качество было приоритетнее производительности: например, работник должен был сделать за смену всего три метра ткани. Если он делал больше, его наказывали, так как это означало, что ткань получилась ненадлежащего качества.

- А сегодня насколько реально создавать качественные ткани в России?

- Вполне реально. С момента основания нашей компании мы работаем с местной продукцией, и достаточно успешно. Наши фабрики сегодня понемногу наращивают в качестве: перевооружаются, меняют систему управления и так далее. Многие начинают активно создавать смесовые ткани - с другими видами ткани, с синтетикой. Словом, дизайнерам уже есть, с чем работать в России.

- На что нашим текстильщикам следует обратить внимание в первую очередь?

- Во-первых, нужно улучшать качество исходного сырья, льна и шерсти. Например, тот же лен нужно не просто вырастить, но и обработать, как-то хранить, то есть требуется целая культура производства, которую мы, к сожалению, полностью утратили. Кроме того, если в какой-то год у нас и появится качественное сырье, то производители предпочитают продать его за границу. Поэтому почти все наши фабрики, ориентированные на внутренний рынок, сегодня закупают лен за границей, в основном в странах третьего мира, чаще всего в Египте.

Во-вторых, у некоторых фабрик есть еще недочеты в отделке тканей. Продвинутые текстильщики с этого этапа и начинают перевооружение. Например, когда компания "Гута Текстиль" купила Гаврилов-Ямский льнокомбинат, то первым делом установила там оборудование для отбелки и смягчения тканей. Но я хочу сказать, что в принципе, при наличии у фабрики дизайнерского отдела, даже из тех тканей, которые сегодня выпускают отечественные текстильщики, можно делать вполне нормальные коллекции для pret-a-porte. Например, мы не стали заказывать для нашей коллекции в "Гута Текстиль" новые ткани, мы решили сшить коллекцию из того, что выпускали фабрики - из военного сукна по цене за сто двадцать семь рублей за метр. И получилась вполне носибельная зимняя коллекция, которая заинтересовала многих швейников.

- А насколько сами фабрики готовы сегодня работать с дизайнерами? И выгодно ли это самим дизайнерам?

- Многие фабрики сегодня понимают, что работа с дизайнером - единственный способ выжить на рынке. Потому за последние годы они стали гораздо гибче и контактнее. Если еще два-три года назад дизайнеру было сложно заказать ткани для образцов на наших фабриках - те могли отшить лишь очень большой объем, не менее трех тысяч погонных метров, то сегодня они готовы исполнять заказы и на пятьсот, и на триста метров, сделать совсем небольшие образцы для проработки коллекции. Теперь о дизайнерах. Сегодня многие из них уже поняли, что fashion-коллекции - это замечательно, но на них одних далеко не уедешь. Сейчас основной слоган в мире моды - "Качественно и доступно". Обороты производителей люксовых товаров во всем мире год от года снижаются. Сегодня каждый художник мечтает о собственном производстве, где можно отшивать коллекции для массового потребления. А единственный путь в массовую индустрию для отечественного дизайнера - работать с российскими тканями. Потому что это гораздо удобнее, чем пользоваться импортными: фабрики - рядом, можно контролировать процесс производства; если нужно - заказать новые образцы разного переплетения и цвета, что-то придумать на остатках сырья. Ни одна западная фабрика не предоставила бы нам такой свободы действий: там швейникам предлагают только результат - готовые ткани. Таким образом, если я сошью коллекцию, скажем, из итальянских тканей, то я ее потом смогу разве что "повесить" для себя. Но растиражировать и продать в разных магазинах страны уже не смогу. А если я сошью коллекцию из отечественной ткани, то я смогу это сделать, и ее цена не выйдет за рамки рынка, в котором мы работаем. Впрочем, российские швейники сталкиваются и еще с одной "импортной" проблемой: у них часто не хватает денег, и они вынуждены покупать за границей только стоки от коллекций. А запланировать точный объем этих остатков бывает сложно. Нередки случаи, когда российская компания уже наполовину отшивала коллекцию, и вдруг обнаруживалось, что остатки ткани в Италии закончились. В результате компания теряла и доверие, и сбыт.

- Кто должен выйти с инициативой работать вместе - дизайнеры или текстильщики?

- Я думаю, что дизайнеры. Мы никогда не считали себя просто создателями fashion-коллекций, мы понимали, что без массового производства бизнес не пойдет, поэтому и шли к текстильщикам первыми. На первой фабрике, где мы попытались сделать заказ на пробную коллекцию, нам сказали - это был 1999 год, что с такими смешными объемами они не работают. И тогда я спросила, не дадут ли они нам остатки крашеной пряжи. Руководство фабрики удивилось, но согласилось: остатками у них были забиты все склады, и они не представляли, что с ними делать. А мы из них отшили удачную линию мужской одежды. Потом мы пришли на Гаврилов-Ямский льнокомбинат, объяснили, чего мы хотим и в чем может быть их выгода, и там пошли нам навстречу. Затем комбинат купила группа "Гута", и мы стали работать еще с одной их фабрикой - с Ивантеевской тонкосуконной фабрикой. Сегодня мы на сто процентов работаем с российскими тканями. Шестьдесят пять процентов нашего производства - а это примерно двадцать тысяч изделий - массовые коллекции, которые мы продаем и через собственные магазины, и через одежные сети: "Панинтер", "Вещь", "Орли", и через оптовые компании. Остальные тридцать пять процентов производства - это fashion-коллекции.

- Но что-то вам все равно приходится импортировать для массового производства? Например, комплектующие, аксессуары.

- На самом деле, сегодня появляются российские поставщики комплектующих, с которыми можно работать на хорошем уровне. Например, мы сотрудничаем с компанией "Ротналер", которая производит пуговицы специально под заказ швейника - нужной величины, формы и расцветки. Ногинская фабрика "Красная лента" делает для нас специальную тесьму и кружево. А сейчас мы совместно с фирмой Respect (эта российская компания отшивает обувь в Италии, Китае и России. - "Эксперт") начали производство обуви из льна - в сопровождение нашей льняной летней коллекции. То есть индустрия моды у нас в стране мало-помалу создается.