Смертельный подарок

Диапазон мнений о влиянии ОСАГО на страховой рынок весьма широк. Одни считают автогражданку спасением, другие - смертельным ударом

Четырнадцатого апреля Госдума должна рассмотреть во втором чтении законопроект о внесении поправок в закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)". Поправки, в частности, предусматривают перенос введения в действие Закона об ОСАГО на год - с 1 июля 2003 года на 1 июля 2004 года. Они уже были приняты Госдумой в первом чтении 14 октября 2003 года, на 31 марта намечалось их рассмотрение во втором чтении, но оно было перенесено на две недели, "чтобы депутаты успели ознакомиться с материалами". Скорее всего законопроект будет отклонен парламентариями, поскольку очевидно, что он вносился и принимался исключительно из популистcких соображений. Во всяком случае, комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам порекомендовал отклонить законопроект как "не соответствующий концепции закона".

Напомним, что закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" вступил в силу 1 июля 2003 года. Правительство РФ утвердило базовый тариф на легковой автомобиль для физических лиц в размере 1980 рублей. С 1 января 2004 года введены штрафные санкции за отсутствие полиса обязательного страхования.

По словам президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Кургина, за весь срок действия Закона об ОСАГО было продано 18,4 млн страховых полисов. Средняя стоимость полиса составила 1950 рублей, а средняя выплата по страховым случаям - 19700 рублей. Лидирующее положение по количеству проданных полисов занимает, разумеется, Москва - на столицу приходится 18,6% от общего объема их продаж. Но, что еще важнее, на 1 марта 2004 года в России собрано более 36 млрд рублей взносов по обязательному страхованию автогражданской ответственности. Серьезные деньги!

Известно, что в рыночной экономике резервы по страхованию наряду со средствами пенсионных фондов и долгосрочными банковскими депозитами считаются одним из главных источников длинных денег. В России пока ситуация иная - по данным МЭРТ, к началу 2003 года доля страховщиков вместе с негосударственными пенсионными фондами в общем объеме инвестиций составила порядка 2-3%. Причины этого понятны - пенсионная реформа только-только начинается, а страховой рынок в России развивается очень медленно. Однако есть надежда, что с введением ОСАГО ситуация изменится и страховщики наконец станут активными инвесторами наряду с банками и инвесткомпаниями. Согласно действующим правилам, до 50% страховых резервов по ОСАГО может быть вложено в государственные ценные бумаги, до 40% - в займы субъектов федерации, до 30% - в корпоративные векселя и облигации, до 10% - в акции российских компаний. Но это все в теории. На практике картина оказывается другой.

Куда пойдут деньги

Во-первых, до 10% суммы, вырученной от продажи страховых полисов, уйдет на оплату агентских услуг. Во-вторых, еще больше денег уйдет на административные расходы: в среднем у российских страховых компаний на этот вид издержек уходит 20-30% от суммы собранных ст

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (415) 12 апреля 2004
    Кризис либерализма
    Содержание:
    Буржуазные рефлексии

    Для того чтобы Россия развивалась адекватно имеющимся у нее силам, отечественная буржуазия должна занять свое место в правящем классе

    Реклама