Финляндия - воплощенная мечта любого теоретика постиндустриального общества. Страна неизменно занимает первое место в самых разнообразных рейтингах конкурентоспособности и глобализированности экономики. По уровню развития неторопливые финны обскакали и своих скандинавских соседей, и США с Великобританией, и такие оазисы благополучия, как Швейцария и Сингапур. Результат тем более впечатляющий, что Финляндия не имеет ни сырьевых богатств, ни мощной промышленности, ни особо выдающихся человеческих ресурсов, да и климат оставляет желать лучшего.
Секрет динамичного развития прост - финны построили эффективную сервисную экономику. И это не просто привычный сервис, как туризм или гостиничный бизнес. Основная задача финской экономической модели - свести на своей территории потребителя и продавца, создать им для этого наиболее благоприятные условия. В Финляндию со всего света едут те, кто хочет участвовать в образовательных, испытательных, исследовательских проектах, впрочем, и отдыхать тоже едут. Финны не столько занимаются исследованиями сами, сколько умело управляют обучением иностранцев, подбором персонала, подготовкой оборудования, накоплением информации, юридической поддержкой проектов. Ноу-хау финнов - создание "компонентов для разработок". Разработке подлежит все, что может пригодиться заказчику, - начиная от обучения работников и заканчивая патентами и лицензиями на производство. Накопив большой объем информации, технологических заделов, вариантов готовых решений, контактов, Финляндия стала самым конкурентоспособным многоотраслевым сервисным центром глобальной экономики.
Притяжение северного сияния
Основная задача финской экономической модели - свести на своей территории потребителя и продавца, создать им для этого наиболее благоприятные условия
Казалось бы, какой туризм может быть в крае, где полярная ночь, лютый холод да непроходимые снега. Но в самой северной части Финляндии - в Лапландии, в Ивало, что на 300 км севернее полярного круга, услуги для туристов являются основной статьей доходов региона. Оборот сектора туристических услуг в 2003 году в Лапландии составил около 400 млн евро. Экономика области держится на малом и среднем тур-бизнесе (см. также "Лайки и олени").
Один из наиболее ярких примеров таких специальных тур-программ - деревня иглу Какслауттанен. В ней 20 иглу (ледяных домов), сдаваемых внаем, музей ледяных скульптур, ледяная часовня для бракосочетаний и ледяной ресторан. Наш гид в Какслауттанен - Анне Койвисто, племянница известной финской оперной певицы. Она с воодушевлением рассказывает нам, как в ледяной часовне недавно проходила свадьба шотландца. "В тридцатиградусный мороз на невесте было шелковое платье, а на женихе - килт (шотландская мужская юбка. - 'Эксперт'). Всех нас интересовало, что же у него под килтом. Оказалось - ничего". После бракосочетания молодожены и гости откушали в ледяном ресторане, а первая брачная ночь прошла в ледяной спальне, в одном спальном мешке на двоих.
Вторая история, которую очень любит рассказывать Анне, - о японских туристах. Этих в Лапландию влечет старинная примета: если ребеночка зачать под светом северного сияния, то родится обязательно мальчик. Непонятно, откуда в древней Японии вообще узнали про северное сияние, но факт остается фактом - жители Страны восходящего солнца самые постоянные клиенты на финских заполярных курортах. Японцы с завидной регулярностью каждую зиму снимают и стеклянные иглу, и обычные отели в Лапландии. Так что все путеводители и указатели здесь дублируются прежде всего на японском.
Для обслуживания иностранцев финские туристические компании нанимают выходцев из самых разных стран. Так, в ресторане нас обслуживал испанец, а экскурсии вела японка. Анне Койвисто говорит, что когда она рекламирует туры в Финляндию за границей, то наличие интернационального персонала считается большим плюсом. "Не все знают, где находится Финляндия, а те, кто знает, сразу начинают кривить лица и говорить, что Лапландия - это холод и лед. А есть и те, кто готов отказаться только потому, что их туристы не говорят ни по-фински, ни по-английски. В таком случае я сразу отвечаю, что у нас работают люди, для которых японский, испанский, русский и ряд других языков - родные".
Ноу-хау финнов - создание "компонентов для разработок". Разработке подлежит все, что может пригодиться заказчику, - начиная от обучения работников и заканчивая патентами и лицензиями на производство
Надо сказать, что программы развития общения стали в Финляндии одним из видов бизнеса. Финны вообще-то народ молчаливый, это всегда было излюбленной темой для анекдотов, самый типичный: "Что такое финский обед? - 30 минут тишины". Решив сделать ставку в развитии страны на транснациональные проекты в секторе услуг, финские власти обратили внимание и на эту национальную особенность. В прессе, особенно в период вступления Финляндии в ЕС, была развернута широкая агитационная кампания, что-де говорить надо больше. Замкнутым и неразговорчивым финнам стали прививать европейскую традицию small-talk - разговора ни о чем за обедом, когда обсуждается все: от погоды до карнавалов в Бразилии. Крупные корпорации даже отправляли своих сотрудников на специальные курсы, чтобы те усвоили искусство разговаривать не о деле.
Высший пилотаж по-фински
Впрочем, в Финляндии учат не только финнов, но и всех, кто хочет чему-нибудь научиться, например, управлять самолетом. Обучающий центр для пилотов авиакомпании Finnair - самый большой в Европе из тех, что созданы не авиапроизводителями. Большинство клиентов из Юго-Восточной Азии и Америки. Как рассказал "Эксперту" директор по маркетингу тренингового центра Finnair Петер Макинен, зачастую многим компаниям легче и дешевле обучить пилотов за рубежом, где "и небо более свободно, и за каждый взлет платить не надо". Обучают преимущественно на симуляторах - это шарообразные кабины, где полностью имитируется работа пилота, вплоть до гравитации, изменения давления при взлете и посадке. Испытать все это на себе позволили и нам, простым посетителям.
На практике это выглядит следующим образом: вы заходите в симулятор кабины пилота, выбираете программу - то есть какой аэропорт, какое время суток, какие погодные условия (дождь/снег/град), какая видимость, есть ли другие летательные средства в зоне видимости и т. д. - и выходите на взлетно-посадочную полосу. Мне, например, достался аэропорт Гонконга в ночное время - компьютер точно повторил ландшафт местности и расположение взлетно-посадочных полос аэропорта. Правда, ничего особо оригинального мне учудить не удалось. Несмотря на то что инструктор дает "порулить", большая часть действий контролируется автопилотом - тот автоматически выправляет курс самолета.
В симуляторе могут возникнуть самые непредсказуемые ситуации, например, возгорание двигателя или невыпуск шасси. В самых серьезных случаях отрабатывается даже эвакуация при аварийной посадке на воду - приходится сползать по надувному трапу в бассейн. За прошлый год обучение в центре прошли 60 экипажей различных авиакомпаний (не считая самого Finnair), так что центр вынужден был даже перейти на 24-часовую и 7-дневную работу.
Глобальный конструктор
Экономика Финляндии стала одной из самых конкурентоспособных экономик в мире прежде всего за счет того, что финны научились привлекать к работе над всевозможными совместными проектами иностранцев. Финны не пытаются все сделать сами, они просто создают другим удобные площадки для работы.
Так, международное сотрудничество приносит ощутимый доход главному научно-исследовательскому институту Финляндии - Техническому исследовательскому центру (Valtion teknillinen tutkimuskeskus, VTT). VTT - самый большой исследовательский центр в Северной Европе, третий по величине в Европе, а по сути глобальный: более 10% его клиентов - компании из стран вне Евросоюза. Оборот центра - свыше 215 млн евро. Первоначально VTT создавался на государственные деньги, а сегодня лишь 30% средств для его работы поступает по линии госфинансирования. Остальные 70% - за счет коммерческих проектов.
За 20 последних лет центр получил около 900 патентов, еще 1000 патентов сейчас находится в стадии получения. Кроме Финляндии VTT имеет офисы в Калифорнии и Германии. По словам директора по маркетингу центра Сакари Солберга, исследования ведутся в самых разных сферах - в электронике, информационных технологиях, в области промышленных систем и управления процессами, в биотехнологиях, в строительстве и транспорте. VTT занимается не только коммерческими контрактами на конкретные разработки, но и НИОКР-проектами на дорыночной стадии, сбором информации, подбором персонала, передачей технологий и прав на них, патентами и лицензиями.
Один из последних крупных проектов VTT - безопасность транспортных систем - нацелен на создание так называемых умных шин, которые могли бы оперативно и эффективно общаться с водителем, сообщая последние данные и о своем состоянии, и о состоянии дороги. Поддерживаемая ЕС программа по созданию "умных шин" нацелена на снижение количества дорожных аварий в Европе - сейчас на дорогах Евросоюза ежегодно гибнет почти 40 тыс. человек. Партнерами в этом проекте выступают Nokian Tyres, Pirelli, DaimlerChrysler и ряд европейских университетов. Бюджет проекта "умные шины" - 4,7 млн евро. Исследовательская программа рассчитана на три года, два уже прошли. Солберг говорит, что на рынке "умные шины" появятся не ранее 2008-2010 годов и что первым делом они будут установлены на наиболее дорогих моделях.
Финляндия поставляет на международный рынок не только готовые разработки и ноу-хау, но и обучающие технологии, и "компоненты для разработок". Но главное, потребителю здесь предлагают не товар, а счастье. Или иными словами, возможность обновиться - стать потребителем отдохнувшим и получившим ценную информацию или опыт, а клиентом может быть и физическое лицо, и корпорация. Под такое определение подпадает и туризм, и обучающие программы, и экспорт знаний, навыков, технологий. При этом страна пытается задействовать все имеющиеся возможности - географические и территориальные особенности, интеллектуальный и образовательный ресурс, открытость для бизнеса, методики управления издержками, позволяющие обучать и делиться технологиями более дешево и эффективно, чем где-либо за границей.
Минус на минус
Финны даже суровый климат сумели сделать своим конкурентным преимуществом и извлекают из него прибыль. Неподалеку от ледяной деревни в Ивало находятся несколько площадок для тест-драйвов компании Nokian Tyres, крупнейшего финского производителя шин, общей площадью более 700 гектаров. Компания испытывает здесь зимние шины с ноября по май - на снегу, льду и узких холмистых дорожках; с апреля по ноябрь испытания проводятся на другой площадке - в городе Нокия, на юге Финляндии (там у Nokian Tyres расположен завод).
Тестовые услуги предлагаются компаниям - дилерам шин и автопроизводителям. По свидетельствам представителей Nokian Tyres, наибольший урон хозяевам наносят итальянские дилеры, которые обычно рушат все машины, даже несмотря на то что вокруг дороги выложены защитные барьеры из снега. Один из фирменных способов проверки шин - внезапно выскочивший на дорогу полутораметровый лось - заставил похолодеть от ужаса не одного дилера.
В северной Финляндии есть ряд площадок для тест-драйвов и у других производителей шин, например у Michelin, есть собственные тест-площадки у и некоторых производителей автомобилей. Представитель Finnfacts - эта организация занимается продвижением за рубежом тех возможностей, которые предоставляет Финляндия, - Марианна Хуттунен говорит, что испытания шин и автомобилей - важная статья доходов региона.
Важная черта финской стратегии - в условиях недостатка ресурсов делать упор на свои сильные стороны, стремиться к жесткой специализации
Важная черта финской стратегии - в условиях недостатка ресурсов делать упор на свои сильные стороны, стремиться к жесткой специализации и осваивать определенную нишу на весьма узком рынке. Та же Nokia, в активах которой еще в 1990 году можно было найти и резиновое производство, и химическую компанию, и производство бытовой техники, и даже кабельного оборудования, теперь концентрируется исключительно на основном бизнесе - телекоммуникациях. Правда, теперь мобильные телефоны уже совмещают в себе функции часов, радиостанций, будильников, плейеров, фотоаппаратов. Специализированный бизнес начинает вбирать в себя другие, смежные сферы бизнеса, но не за счет расширения товарной номенклатуры, а за счет технического усовершенствования основного продукта. И потенциальному клиенту не избежать мысли, что этот синтетический продукт заменит ему многие другие. Как рассказала "Эксперту" менеджер по маркетингу Nokia Тиина Сааристо, следующая фаза - включить в мобильный телефон функции портативного компьютера и видеокамеры, а также развивать систему обмена мультимедийными сообщениями.
Это как раз и самое парадоксальное в бизнес-стратегиях, ориентированных на специализацию, и самое продуктивное: отметая ненужное, подчас механически присоединенное, они открывают принципиально новые возможности развития. Лучшее подтверждение этому тезису - даже не успехи отдельных финских компаний, а всей Финляндии как бизнес-проекта.
Хельсинки-Ивало-Хельсинки-Манчестер