Фольклорная баланда

Юлия Копытцева
19 апреля 2004, 00:00

Российское общество, как известно, неплохо знакомо с тюремной культурой. После сталинских лагерей тюрьма вошла в нашу жизнь лексикой, песнями, фольклором. Книга Екатерины Ефимовой написана не для того, чтобы ознакомить читателя с некоей неизвестной ему субкультурой - автор, скорее, поставил перед собой цель осмыслить ее базовые понятия, проследить ее связь с общенациональной культурой вообще.

Тюрьма в понимании Ефимовой - некая потусторонняя реальность, соседствующая с обычным миром; попадая в нее, человек вынужден полностью менять привычную систему ценностей, перестраивать сознание, разрабатывать новые ритуалы для контакта с окружением. "Прописка" в камере, "тюрьма, дай мне имя", проводы на этап, бандитская этика - все эти приметы тюремного быта хорошо знакомы всем, кто читал хотя бы Солженицына с Шаламовым; здесь они, впрочем, теряют пугающие, античеловеческие черты, обнаруживая единое общефольклорное начало. Тюрьма в изображении Ефимовой перестает быть неким инопланетным пространством, становясь предметом для вдумчивого научного изучения.

В этом наукообразии и кроются недостатки книги. Культурная антропология с таким наслаждением вычитывает культурные коды и смыслы в любой сфере человеческой деятельности, что о стоящей за ними реальности порой вовсе забывает. В результате возникают исследования, где доказывается, что боль при родах является лишь элементом специальной мифологии рожениц, а сама по себе не существует. Ефимова на полном серьезе объясняет, что тюрьма, воспринимаемая арестантом как ад, - всего лишь очередной фольклорный образ; что камеру изначально положено воспринимать как маленькую и перенаселенную; что от баланды принято отказываться по ритуальным соображениям. Мифология, конечно, вещь серьезная; однако действительность порой оказывается посильней научных изысканий.