Странный рост

Александр Кокшаров
19 апреля 2004, 00:00

Неопределенность с правом собственности и растущее налоговое бремя превращают российские нефтяные компании во временщиков. А для успешной конкуренции на мировом рынке России необходима четкая нефтяная стратегия

Подводя итоги минувшего года, в течение которого объем нефтедобычи в России вырос на рекордные 10,7%, аналитики в своих отчетах в один голос утверждали, что больше такого года не будет. По их мнению, темпы роста добычи должны были замедлиться: быстрый рост последних лет был достигнут за счет возобновления добычи на относительно старых, доставшихся с советских времен месторождениях. А чтобы поддерживать высокие темпы роста, нефтяным компаниям потребовалось бы резко увеличить инвестиции в новые месторождения, причем не только в Западной Сибири, где добывается две трети российской нефти, но и в новых провинциях.

Расчеты аналитиков оказались неверны. В январе-феврале 2004 года российские нефтяники выдали на-гора на 11,5% больше нефти, чем год назад. Предварительные данные за март говорят о сохранении тенденции - темпы роста отечественной нефтедобычи растут. Еще быстрее растет экспорт нефти. Так, экспорт по системе трубопроводов "Транснефти" в январе-феврале 2004 года превысил аналогичный показатель прошлого года на 21,8%. Экспорт нефти по железной дороге вообще удвоился - здесь рост составил 109%.

Почему так произошло? Аналитики и сами нефтяники предлагают несколько объяснений. Во-первых, грядущее повышение налогов для нефтяной отрасли - компании хотят заработать больше сейчас, пока действует старый налоговый режим. Во-вторых, неопределенность в отношениях с государством: "дело ЮКОСа" поставило под вопрос законность приватизационных сделок в далекие 90-е, и на этот вопрос пока никто не ответил. В-третьих, благоприятная ценовая конъюнктура на мировом рынке, где, несмотря на прежние прогнозы о понижении, установились высокие цены. Иначе говоря, компании наращивают добычу сегодня потому, что не очень четко представляют себе, что будет завтра. Будет ли приемлемым уровень налогообложения? Будут ли построены необходимые трубопроводы и терминалы? Сохранят ли они лицензии на месторождения и, наконец, не будет ли пересмотра приватизации?

Деньги на баррелях

Хотя правительство утвердило повышение налогов на добычу и экспорт нефти лишь в начале апреля, уже с декабря, сразу после выборов в Госдуму, нефтяные компании поняли, что довольно скоро налоговое бремя увеличится. А уже к началу января правительство (в лице Минфина и Минэкономразвития) обнародовало свои предложения (нужно заметить, куда более скромные, чем у Сергея Глазьева) по повышению налогов.

Минфин полагает, что сверхприбыль в российской нефтянке в нынешнем году составит не менее 5 млрд долларов (оценка делается из расчета цены 24 доллара за баррель). Часть этих доходов Минфин намерен изъять за счет повышения ставок налога на добычу полезных ископаемых (с января 2005 года) и экспортной пошлины (с начала мая). Причем часть эта будет увеличиваться с ростом реальной цены на нефть таким образом, чтобы у нефтяников оставалось примерно 4 млрд долларов сверхприбыли. Так, по словам министра финансов Алексея Кудрина, от повышения нефтяных налогов при среднегодовой цене нефти 24 доллара за баррель бюджет получит дополнительно 0,9 млрд долларов "нефтяных" налогов, при цене 27 долларов за баррель - 2 млрд, а при цене 30 долларов за баррель - 3,3 млрд долларов. Как полагают аналитики российского банка "Объединенная финансовая группа", при такой политике сами нефтяные компании будут фиксировать снижение доходов на баррель добытой нефти на 25%.

"Хотя снижение нормы прибыли компаний начнется в мае, после введения новой шкалы экспортной пошлины, основное снижение произойдет в январе следующего года. Это одна из причин, почему компании наращивают добычу сейчас. Во-первых, они смогут больше заработать в этом году, пока налоги находятся на прежнем уровне. Во-вторых, они хотят добывать больше баррелей, чтобы суммарная прибыль в 2005 году снизилась незначительно", - сказал "Эксперту" Николас Клейнер, аналитик Deutsche Bank.

Однако стахановские темпы прироста добычи у некоторых вызывают большие вопросы - уж слишком много аналогий с советскими временами. Увеличение суточного дебета скважин часто имеет оборотную сторону - снижается коэффициент полезного использования запасов и больше нефти остается в земле. "За последние пять-шесть лет российские компании научились использовать эффективные методы добычи, ускоренный рост вызывает у многих инженеров и геологов вопросы, насколько рационально разрабатываются некоторые месторождения с точки зрения долгосрочной перспективы", - полагает Иэн Вуллен, ведущий консультант геологической компании Wood Mackenzie.

Надолго ли?

С долгосрочной перспективой также наметилась проблема. С конца 90-х, когда завершились корпоративные войны за контроль над собственностью, российская нефтяная отрасль двигалась в правильном направлении. Компании консолидировали менеджмент, повышали эффективность, вырабатывали стратегии развития, занимались внедрением корпоративного управления. Поскольку компаний в нефтяной отрасли немало (130, из них девять вертикально интегрированных), то и достигли они разных результатов. Но тенденция наметилась: появились ядра консолидации отрасли с потенциалом превращения не только в региональных, но и в глобальных игроков. Сигналом положительных тенденций стала сделка по слиянию ЮКОСа и "Сибнефти", о которой было объявлено в апреле 2003 года, и предшествовавший ей приход BP в Россию в феврале.

Однако летом 2003 года началось "дело ЮКОСа". Арест Платона Лебедева, а затем и Михаила Ходорковского и последовавшие обвинения ЮКОСа в неуплате налогов на 3-5 млрд долларов (в разное время назывались разные цифры) поставили вопрос о том, будут ли пересмотрены приватизационные сделки в России.

Результатом стала полная неразбериха в отрасли. Государственные органы - от налоговой инспекции до Минприроды, ведающего лицензиями на разработку и добычу полезных ископаемых, - нагрянули с многочисленными проверками в ЮКОС, который вторую половину года работал в режиме кризисного управления. Обвинения в неуплате налогов были предъявлены и "Сибнефти". (Причем среди всех гигантов нефтяного сектора именно эти две компании были известны своей максимальной финансовой прозрачностью.) Остальные компании быстро поняли ситуацию и решили не спешить с раскрытием финансовой информации. Более того, как сообщили "Эксперту" источники в самих компаниях, финансовые и информационные потоки стали еще запутаннее. Так, после изъятия сотрудниками Генпрокуратуры серверов компании ЮКОС ряд других российских компаний вывел свои серверы с территории России. "Пауза, которую многие компании в России взяли во внедрении корпоративного управления и прозрачности, стоит им денег. Тот рост акций российских нефтяных компаний, который мы наблюдаем сейчас, мог быть еще стремительнее, если бы они были прозрачнее и совершенствовали свое корпоративное управление", - сказал "Эксперту" Крэйг Кеннеди, аналитик инвестбанка Morgan Stanley.

С ядром консолидации тоже ничего не вышло. Девять вертикально интегрированных компаний для России - это многовато, и сама логика рынка показывает необходимость консолидации. Именно поэтому "Славнефть" будет поглощена купившими ее на аукционе в 2002 году ТНК-BP и "Сибнефтью". Именно поэтому произошло мегаслияние ЮКОСа и "Сибнефти" в прошлом апреле. Однако с осени прошлого года ЮКОС и "Сибнефть" находятся в состоянии развода, что отнимает много времени и сил у них обеих, поскольку об условиях развода они договориться никак не могут. Последним эпизодом этих трений стало открытое письмо нового президента ЮКОСа Семена Кукеса, которое он опубликовал в британской Financial Times. В нем Кукес пишет, что юридическая двойственность ситуации вокруг слияния или развода мешает нормальной работе компании, и просит акционеров "Сибнефти" внести ясность. Хотя протоколы о разводе подписаны обеими компаниями, ничего в этом направлении не сделано. В то же время после смены правительства предъявление налоговых претензий к "Сибнефти" могло быть расценено владельцами ЮКОСа как утрата Романом Абрамовичем влияния в Кремле. И это придало им надежду все-таки установить контроль над "Сибнефтью". Сама же "Сибнефть", как утверждают источники "Эксперта" в лондонском Сити, продолжает вести переговоры о продаже крупного пакета западному инвестору.

В условиях неопределенности с собственностью и (как показала история с передачей лицензии на Талаканское месторождение в Якутии от ЮКОСа лояльному "Сургутнефтегазу") с лицензиями возникает вопрос с инвестициями. Для достижения уровня добычи, который прогнозируется на 2010-2015 годы (с нынешних 8,75 до 10-10,5 млн баррелей в сутки), суммарные капвложения российских нефтяных компаний должны, согласно расчетам Wood Mackenzie, вырасти с 11,7 млрд долларов в 2003 году до 18 млрд в 2014-м. "Даже после повышения налоговой нагрузки у нефтяных компаний останутся средства на такие инвестиции. Однако вопрос состоит в том, что предпочтут собственники компаний - получать большие дивиденды либо реинвестировать. В условиях неурегулированного вопроса собственности второе становится проблематичным", - считает Крэйг Кеннеди из Morgan Stanley.

Цены в небесах

Самым понятным элементом в уравнении с тремя неизвестными являются цены. Еще полгода назад аналитики прогнозировали на ближайшее время низкий уровень цен - 24 доллара за баррель в 2004 году и 21 доллар в 2005-м. Эти прогнозы были быстро пересмотрены: уже в начале марта все инвестбанки повысили свои прогнозы до 27-28 долларов за баррель в нынешнем году и до 24-25 - в следующем. Вполне возможно, что это не последнее повышение прогноза: с января по середину апреля баррель нефти марки Brent стоил 30 долларов или меньше всего девять дней.

Причин для падения цен на нефть сейчас нет. "Все те же факторы, которые способствовали повышению цен в прошлом году, - рост спроса со стороны США и особенно Китая и Индии, довольно эффективная политика ОПЕК по ограничению добычи нефти и слабый доллар относительно других валют - сохранят свое действие ближайшие полгода, возможно, и дольше. И это сохранит цены на довольно высоком уровне", - сказал "Эксперту" Саймон Уильямс, старший экономист исследовательского института Economist Intelligence Unit (EIU). Большинство аналитиков прогнозируют плавное снижение цен в течение года - до уровня 26-27 долларов за баррель. Учитывая историю пересмотра нефтяных прогнозов, не исключено, что прошлогодняя ситуация с высокими ценами повторится. Нестабильность в Ираке вновь включила "военную премию" в 5-6% в цену нефти. Цены на большинство сырьевых товаров сегодня высоки, и ускорение мировой экономики (в этом году, согласно прогнозу МВФ, - до 3,7%) будет лишь подогревать спрос. Рост нефтедобычи в независимых странах-экспортерах (России, Норвегии, Мексике, Омане) ограничивается экспортной инфраструктурой, на развитие которой требуются не только инвестиции, но и немалое время.

Нужно строить

В России инфраструктура является основным ограничителем экспорта. Рост нефтедобычи в последние пять лет был вызван опережающим ростом нефтяного экспорта - с 2,3 млн баррелей в сутки в 1999 году до 3,6 млн баррелей в сутки в 2003-м. В нынешнем году прирост нефтедобычи составит, по прогнозам, около 700 тыс. баррелей в сутки, и большая его часть пойдет на экспорт - внутреннее потребление (включая нефтепереработку для дальнейшего экспорта ее продуктов) растет куда медленнее, на несколько процентов в год. "Однако очень сложно себе представить, как именно эта нефть будет экспортироваться на мировые рынки, потому что существующие экспортные мощности используются практически на сто процентов", - считает Лео Дроллас, старший экономист Центра глобальных энергетических исследований (Лондон). Система "Транснефти", хотя и расширяется за счет ввода очередей Балтийской трубопроводной системы (до 840 тыс. баррелей в сутки), не может полностью удовлетворить потребность компаний в экспорте. Именно это объясняет, почему так быстро растет экспорт по железной дороге: он обходится дороже, но компаниям проще закупить цистерны, чем ждать, пока построят трубопровод.

Строить же трубопроводы самим нефтяным компаниям как не позволяли, так и не позволяют. После смены правительства представители российских нефтяников обратились к премьеру Михаилу Фрадкову с просьбой разрешить строительство частных трубопроводов - из Западной Сибири в Мурманск (консорциум четырех компаний) и из Ангарска в китайский Дацин (ЮКОС). Однако премьер заявил, что оператором трубопроводов остается контролируемая государством (через 75-процентный пакет) монополия "Транснефть". Хотя она сама выступала с проектом строительства трубопровода Тайшет-Находка, похоже, этот проект пока еще долго останется на бумаге. В начале апреля "Транснефть" отказалась от размещения облигационного займа, и это означает, что значительных новых проектов компания пока не планирует. Следовательно, хотя о трубопроводе до Находки речь идет еще с 2001 года, строительство вряд ли начнется до 2005-2006 годов.

Простой в реализации проектов на Мурманск, Дацин и/или Находку означает, что новых направлений экспорта нефти в России не появится в течение еще трех-четырех лет. "Нынешние направления нефтеэкспорта России - это ее слабые звенья, которые имеют и технические ограничения, и политические. Учитывая, что ключевыми рынками в ближайшие десять лет станут Северная Америка и Восточная Азия, концентрация на Европе помешает России занять соответствующее место на этих рынках", - полагает Лео Дроллас. В Европе же потребление нефти будет расти куда медленнее. При этом для России она является ключевым рынком: сейчас на Европу приходится 87% российского нефтяного экспорта.

Среди технических ограничений - размеры танкеров, которые могут пройти через Датские проливы и через Босфор. Максимальный размер танкеров, который может использоваться на Балтике, - водоизмещением 110 тыс. тонн, на Черном море - 145 тыс. тонн. Для транспортировки нефти в США нужны танкеры с дедвейтом от 300 тыс. тонн. Единственным портом в России, который сможет такие танкеры принимать, является незамерзающий Мурманск. А трубопровода к нему ждать, по всей видимости, еще лет пять.

Кроме технических есть и политические ограничения. Так, с этого года Турция ввела на Босфоре ограничения на проход грузовых судов - из соображений безопасности их транзит разрешен лишь ночью. С 1999 года трафик на Босфоре вырос в полтора раза, и с нынешним ограничением у пролива образовываются огромные пробки, из-за которых танкеры теряют недели. Как полагают многие, причина новых ограничений вовсе не в безопасности, а в политике. Ограничив транзит российской и казахской нефти через Босфор, Турция получила согласие Казахстана на экспорт части его нефти через строящийся трубопровод Баку-Джейхан.

На Балтике тоже не все гладко. В конце марта балтийские страны - члены расширяющегося ЕС подписали меморандум об объявлении Балтийского моря особо уязвимой экологической зоной. В меморандуме утверждается, что рост транзита экологически опасных материалов (читай - нефти) по акватории моря должен быть минимизирован. После того как 1 мая в ЕС попадут страны Балтии и Польша, в особой любви к России не замеченные, можно ожидать, что они постараются претворить этот меморандум в жизнь.

Отсутствие новой инфраструктуры может привести к тому, что нынешний "странный" рост нашей нефтянки застопорится из-за невозможности обеспечивать адекватный экспорт. Впрочем, экспортная инфраструктура - лишь одна из составляющих, необходимых для адекватного развития отрасли. Нужны и ясные права собственности, и прозрачная система лицензирования, и продолжение консолидации. Но сегодня, когда государство очевидно не имеет абсолютно никакой стратегии в отношении нефтяной отрасли, кроме как собирать с нее как можно больше налогов да решать с ее помощью политические задачи, все это представляется невозможным.

Лондон