Мировые рынки

Андрей Кобяков
19 апреля 2004, 00:00

Рост доходности гособлигаций США чреват большими проблемами <br>Ожидание подъема учетных ставок привело к усилению доллара

Данные о росте числа рабочих мест в экономике США (об этом мы писали в прошлом обзоре) породили спекуляции о скором повышении учетных ставок и вызвали падение на рынке гособлигаций. На прошедшей неделе свою роль сыграли сведения о росте розничных продаж в марте на 1,8% и о резком усилении инфляции: индекс потребительских цен вырос с 0,3 в феврале до 0,5% в марте (ожидалось +0,3%) и составил 0,4% без учета цен на энергоносители и продукты питания (ожидалось +0,2%). В результате цены на гособлигации продолжили падение, а доходность по ним выросла: 14 апреля доходность 10-летних облигаций казначейства США поднималась до 4,46%. По сравнению с локальным минимумом, отмеченным в марте, доходность выросла уже на 0,75 процентного пункта. Свою роль сыграл и еще один - несколько скандальный - фактор: Билл Гросс, глава PIMCO - крупнейшего в мире фонда, специализирующегося на облигациях (под управлением которого находится свыше 350 млрд долларов), в свойственной ему эксцентричной манере заявил в своем апрельском послании инвесторам: "Я рекомендую немедленно убираться к чертовой матери подальше из США и инвестировать свои средства в Лондоне или Франкфурте. Формируйте инвестиционные портфели, исходя из принципа ABT - Anything But Treasuries ('Все что угодно, кроме казначейских облигаций США'. - 'Эксперт') и обменяйте свои американские гособлигации на японские или китайские".

Подобный сценарий чреват большими рисками. Так, столь резкий скачок доходности гособлигаций немедленно сказался на росте ставок по ипотечным кредитам и ставок рефинансирования ипотечной задолженности, что ставит под угрозу огромный рынок ипотечных облигаций и может привести к быстрому сдуванию спекулятивного пузыря на рынке недвижимости, причем с весьма тяжелыми последствиями. Серьезные проблемы угрожают участникам рынка производных ценных бумаг, особенно той его части, которая связана с деривативами на процентную ставку. Обычно этот сегмент связан с наименьшими рисками, но в условиях резкого изменения ставок или соответствующих ожиданий этот рынок может породить гигантские убытки, ведь согласно недавним оценкам Банка международных расчетов в Базеле, годовой оборот по этим бумагам составляет около 8,4 квадрильона долларов! Заметим, что основные участники этого рынка - крупнейшие банки США, которые являются системообразующими как для американской, так и для мировой финансовой системы.

Сочетание тенденции к росту учетных ставок в США с ожиданиями их снижения в континентальной Европе является важным конъюнктурным фактором роста курса доллара. Поддержку американской валюте также оказало некоторое снижение торгового дефицита в феврале с 43,5 до 42,1 млрд долларов. В то же время тезис об улучшении экономической ситуации в США порождает большие сомнения. Стоит отметить публикацию в лондонской Financial Times письма читателя главному редактору с упреком в адрес редакции уважаемой газеты, которая, по мнению автора, помогает администрации США маскировать реальную картину в экономике, вместо того чтобы разоблачать махинации со статистической отчетностью. Автор письма обращает внимание на то, что Бюро трудовой статистики США произвольно выбирает для публикации данные то с учетом, то без учета фактора сезонной коррекции. Так, если за январь и февраль публиковались данные о числе рабочих мест с учетом сезонной коррекции, то данные за март были опубликованы без учета коррекции на фактор сезонности. Если последнее принять во внимание, в американской экономике наблюдался не рост числа рабочих мест на 308 тыс., а падение на 3 тыс. Таким образом, за вычетом победных рапортов о ситуации на рынке труда "в активе" у США остается только нарастающая инфляция.

Рост американской валюты привел к продолжению отрицательной коррекции курса евро, который снизился 14 апреля до 1,1867 доллара. Курс фунта стерлингов упал до 1,7851 доллара. Курс иены опустился до 108,94 за доллар, несмотря на позитивные сведения из Японии: например, рост профицита торгового баланса и баланса счета текущих операций выросли в феврале по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, соответственно, на 42,1 и 46,2%, число корпоративных банкротств в истекшем финансовом году снизилось на 16,6%.

Ожидание роста ставок в США привело к падению фондовых индексов: Dow Jones снизился на 0,6%, S&P-500 - на 1,0%, NASDAQ - на 1,4%.

Рост доллара привел к падению цен на драгметаллы, ранее достигших своих многолетних максимумов. Так, золото (июньский фьючерс, Нью-Йорк) опустились до 400,50 доллара за тройскую унцию.

Стоимость майского контракта на нефть в Нью-Йорке, поднимавшаяся 12 апреля до 37,84 доллара за баррель, упала 14 апреля до 36,72 доллара.

При подготовке рубрики использовались данные информационного агентства "МФД-Инфоцентр"