Уже мода, еще не привычка

Яна Галухина
19 апреля 2004, 00:00

Россияне знакомятся с пластиковыми картами, как правило, по инициативе работодателей - получая на карточку свою зарплату. Однако наиболее ценными для банков-эмитентов являются клиенты, приобретающие карты по собственной инициативе

В минувшем году на рынке пластиковых карт произошло два отрадных события. Первое: число россиян - держателей карточек превысило 10% населения. Второе (особо важное и потому не обделенное общественным вниманием) - более чем вчетверо вырос объем настоящих кредитных карт. По данным ЦБ, общее их количество превысило 200 тыс. штук. Впечатляет и 70-процентный рост объема операций по карточным счетам.

Основные баталии по-прежнему разворачиваются между платежными системами, причем явный перевес имеют международные гиганты: если в 2002 году удельные веса карт российских и международных систем составили соответственно 51,7 и 48,3%, то в начале 2004 года на долю двух крупнейших международных систем VISA и MasterCard приходилось уже около 62% общей эмиссии. Более того, они стали активно продвигаться в регионы, традиционно считавшиеся вотчиной российских платежных систем.

Доминируют на рынке пластика по-прежнему дебетовые карточки. Причем основные обороты - 90-95% - проходят по картам, выданным в рамках зарплатных проектов.

"Граждане становятся обладателями дебетовых пластиковых карточек в большинстве случаев не по собственной инициативе, а по решению руководства предприятий и организаций в рамках реализации зарплатных проектов", - рассказывает Сергей Леонтьев, заместитель директора департамента маркетинга банка "Уралсиб".

Удел большинства "зарплатников" - обналичивание карт в банкоматах своего банка. Это подтверждает и статистика ЦБ: по данным за четвертый квартал 2003 года, только 10,3% от карточного оборота приходилось на оплату товаров и услуг, остальное - на снятие наличных. А в платежной системе VISA, занимающей более 30% рынка, операции по снятию наличных составляют 87% оборота. Для реализации зарплатных проектов используются, как правило, самые дешевые карты: VISA Electron у платежной системы VISA либо Maestro у MasterCard.

"Опыт показывает, что, когда человек получает зарплатную карту по инициативе работодателей, сначала он использует ее исключительно для снятия наличных. Со временем он больше средств оставляет на своем счету, начинает расплачиваться по карте в торгово-сервисных предприятиях. Через год среднестатистический пользователь уже обналичивает только половину зарплаты", - рассказывает Лу Наумовски, генеральный директор и глава представительства VISA в Москве.

Пластиковый долг

Следующим этапом становится выдача дебетовых карт с лимитом овердрафта. По оценкам г-на Наумовски, доля таких платежных средств в общей эмиссии карт VISA составляет 2-3%. Имея такую карту, клиент может пользоваться не только собственными средствами со счета, но и кредитом банка в рамках установленного лимита. Последний, как правило, незначительно превышает месячную зарплату (если на карточку перечисляется зарплата) или среднемесячный остаток на счете, а погасить кредит нужно в течение одного-трех месяцев (конкретный срок устанавливает банк).

В отличие от овердрафтных кредитные карты предполагают больший лимит кредитования, а также возможность неограниченное количество раз брать деньги в рамках установленного лимита. Например, погасив часть кредита, вы можете снова прокредитоваться в рамках выделенного лимита. Кредитный лимит устанавливается на больший срок, чем лимит овердрафта - как правило, на год.

Классические револьверные кредитные продукты в России вообще редкость. "У нас кредитная карта - это карта, на которой никогда не может быть пассивного остатка. Клиент всегда может пользоваться только денежными средствами, предоставленными ему банком в кредит, а вносить на счет может только в рамках кредита и процентов по нему, - объясняет Елена Дворовых, начальник управления платежных инструментов Русского банка развития. - Такие карты крайне неудобны для пользования, ведь для того, чтобы погасить кредит и процент, клиент должен внести средства с учетом центов, если счет открыт в долларах, что невозможно по определению, либо надо открывать дополнительный счет, на который клиент также будет вносить средства, а потом переводить с этого счета ровно ту сумму, которая нужна для погашения кредита".

Поэтому банки чаще предлагают совмещенные продукты, когда одна и та же карта может быть и дебетовой, и револьверной. "Мы предлагаем кредитно-депозитную карту, - рассказывает Дмитрий Ищенко, старший вице-президент ДельтаБанка, - если на депозитном счете карточки есть какие-то средства, то они списываются в погашение кредита ежедневно, и платы за кредит в этом случае не возникает".

Кредитки для народа

Если пару лет назад клиенту "с улицы" кредитную карту получить было практически невозможно, то теперь эту услугу начали предоставлять банки, активно занимающиеся кредитованием населения - "Русский стандарт", "Первое О.В.К.", ДельтаБанк, Альфа-банк, Русский банк развития. Причем средние розничные банки лидируют по доле кредитных карт в общем объеме эмиссии. Например, в банке "Русский стандарт" этот показатель составляет 99% (при общей эмиссии 458 тыс. карт). В ДельтаБанке 90% (при эмиссии 75 тыс. карт), в РБР - 40% (эмиссия - 14,5 тыс. карт). "С начала 2003 года быстро развивалось само потребительское кредитование, а мы это кредитование развивали на основе пластиковых кредитных карт, поскольку это наиболее удобный для потребителя кредитный продукт. Карта не привязана к конкретному товару, и приобрести ее можно непосредственно в торговых точках - IKEA, 'Крокус Сити', ТД 'Москва' и других", - говорит Дмитрий Ищенко.

Тем не менее интерес к растущему сегменту кредитных карт уже проявляет и российский банковский крупняк: помимо Альфа-банка такой продукт есть у Промышленно-строительного банка (Санкт-Петербург), МДМ-банка, в мае 2002 года кредитки стал выдавать банк "Авангард", в ноябре 2003-го - Ситибанк. Осенью текущего года к эмиссии кредитных карт планирует приступить банк "Менатеп-СПб". В этом же году на рынок выйдут кредитные карты банка "Уралсиб" и Транскредитбанка.

В отличие от западных стран, где кредитками являются в основном классические, стандартные или золотые карты, наши банки не отказываются от выдачи кредитов и на карты типа Electron или Maestro. "Российские банки нуждаются в более серьезным контроле за рисками. Электронная карта, в отличие от более продвинутых классической или золотой, требует обязательной авторизации со стороны пользователя при совершении любой транзакции и тем самым уменьшает риск недобросовестного поведения для банка", - говорит Лу Наумовски из московского представительства VISA. Правда, есть и исключения: в Росбанке, например, кредитными могут быть только золотые и платиновые карты.

Несмотря на то что зарплатные карты занимают большую часть рынка, основной доход банку и платежной системе приносят "клиенты с улицы". "Наиболее ценным для банка клиентом являются не пассивные участники зарплатных проектов, а те частные клиенты, которые приобретают пластиковые карточки по собственной инициативе, - говорит Сергей Леонтьев, - правда, таких клиентов пока немного. В основном это люди со средним и высоким уровнем дохода в возрасте до сорока лет, которые приобретают пластиковые карты по двум основным причинам: для поездок за границу и чтобы подчеркнуть свой статус успешного и продвинутого человека".

Во-первых, они получают карты добровольно и целенаправленно, а значит, используют их не только для снятия наличных в банкомате своего банка, но и для оплаты товаров и услуг. Банки же получают с этих операций комиссионный доход. Например, при расчете по карточке в магазине комиссия, которая берется с торговой точки, составляет в среднем по Москве 2-2,2%. Эта комиссия делится между банком-эквайером, банком - эмитентом карточки и платежной системой. А при обналичивании средств в банкоматах "чужого" банка стандартная комиссия с клиента составляет 1%, минимум - три доллара.

Во-вторых, средний остаток на дебетовых счетах "добровольных" клиенты больше, чем у "зарплатников", а значит, увеличивается объем привлеченных средств для банка и доход, который банк может получить от использования этих привлеченных средств.

Самые доходные для банка - кредитные пластиковые продукты, так как помимо комиссионных платежей ему достаются проценты за кредиты.

Регионы отстают

Развитие карточного бизнеса в регионах значительно отстает от центра. Более того, в минувшем году разрыв даже увеличился. Так, на долю Москвы и Московской области приходится 28% эмитированных карточек (в начале 2003 года - 24%), на долю Санкт-Петербурга - 8%.

"Розничный бизнес может быть рентабельным там, где выше доходы населения и более развита инфраструктура", - говорит Елена Дворовых из РБР. Поэтому помимо двух столиц наибольшее развитие карточного бизнеса наблюдается в "сырьевых" районах - Поволжье, в особенности в Башкортостане (17% эмитированных карт), на Урале - Тюменская область (13%), в Сибири - Красноярский край, Кемеровская область (12%). Там высокий уровень развития достигается за счет масштабных зарплатных проектов. Эти же регионы лидируют и по количеству карт на одного жителя: в Питере на сто человек приходится 45 пластиковых карт. В Москве и Тюменской области чуть меньше - по 40.

По оценкам участников рынка, доля зарплатных проектов в регионах выше, чем в Москве. Более "продвинутые" карточные продукты вдали от центра развиваются с опозданием. Например, у лидера рынка кредитных карт - банка "Русский стандарт" - на региональную эмиссию приходится лишь 6% кредиток, и выдаются они только проверенным клиентам: если человек аккуратно обслуживает кредит банка в течение трех месяцев, то по истечении этого срока ему присылается предложение открыть кредитную карту.

За последние два-три года в региональном развитии карточного рынка произошли изменения. Во-первых, в регионы начали активно продвигаться филиалы московских и питерских банков, предлагая все больше услуг физическим лицам. "Если коммерческий банк в состоянии противостоять конкуренции в регионах и может позволить себе долговременные инвестиции в создание филиальной сети, включая инфраструктуру для обслуживания физических лиц (банкоматы и каналы связи, отделения и проч.), то региональный рынок карточек очень привлекателен", - поясняет Александр Марченко, заместитель директора дирекции розничного бизнеса Промышленно-строительного банка (Санкт-Петербург).

Во-вторых, нарушилась региональная монополия российских платежных систем: вслед за московскими банками стали активно распространяться карточные продукты VISA и MasterCard. "Крупные московские банки предоставляют в основном карты международных платежных систем, а местные банки являются основой для работы отечественных платежных систем", - считает Андрей Звездочкин, начальник управления розничных банковских продуктов МДМ-банка.

В дальнейшем, по мнению Дмитрия Ищенко из ДельтаБанка, пластиковый бизнес в регионах будет развиваться примерно теми же темпами, что и в центре, причем развитие будет идти в том числе за счет усилий московских банков, которые имеют хорошие финансовые возможности, а также отработанную технологию выдачи кредитных карт.

Правда, до пластикового бума еще далеко. "Для развития потребуется время, - говорит Лу Наумовский, - в Канаде, например, очень долго развивался бизнес в регионах. Чем дальше регион от центрального рынка, тем медленнее он будет развиваться, это абсолютный географический принцип. Платежные инструменты является отражением благосостояния региона. Поэтому насколько быстро будут развиваться эти регионы, настолько быстро будут развиваться потребительские услуги, банковские услуги, включая платежные карты".

Что дальше

Несмотря на впечатляющий рост, рынок еще далек от насыщения. Например, в Польше, где рынок пластика имеет историю, сопоставимую с российской, на сто человек приходится сорок пластиковых карт. У нас - только шестнадцать. При сопоставимом объеме общей эмиссии (у нас - 24 млн карт, в Польше - 15 млн) оборот по карточным счетам у нас в два с половиной раза меньше, чем в Польше, а операции с использованием пластика совершаются в четыре раз реже. Поэтому потенциал рынка еще очень велик. "Нужно стремиться к тому, чтобы каждый человек в трудоспособном возрасте имел по две карты", - говорят банкиры. Такая ситуация наблюдается в развитых странах. В Канаде, например, на каждого жителя приходится по 1,8 карты. В Великобритании - по 1,5. "С учетом нашего менталитета и особенностей потенциальными держателями карт являются 30 процентов населения (около 44 миллионов россиян)", - считает Илья Баранов, директор платежной системы "Золотая корона". На сегодня число картхолдеров оценивается в 14-15 млн. "В ближайшие несколько лет рынок будет расти, во-первых, за счет зарплатных проектов, ведь многие компании только начинают выводить заработную плату из тени, а во-вторых, за счет освоения новых сегментов, таких как кредитные карты - они будут расти опережающими темпами", - говорит Андрей Звездочкин. А по мнению Лу Наумовского, если общая макроэкономическая ситуация будет положительной, а реформы в банковском секторе пойдут более быстрыми темпами, к 2008 году в России будет 15-20 млн одних только кредитных карточек.

Правда, при благоприятном развитии событий уже через два-три года возможности экстенсивного роста будут исчерпаны. После этого борьба за клиента пойдет за счет повышения качества услуг. "Все будут предлагать кредитные карты, и выиграет тот, кто сможет предложить наиболее удобное обслуживание, самый низкий процент по кредиту", - говорит Дмитрий Ищенко.

На это возлагают надежды отечественные платежные системы. "Те банки, которые работают с VISA и MasterCard, начнут проигрывать, потому что, если в одном городе есть два банка, которые предоставляют одну и ту же услугу, им остается конкурировать между собой только тарифами. Они опустят рынок, и зарабатывать станет не на чем. А тут появляются локальные системы, которые дают другой сервис, за который клиентам не жалко платить", - говорит Илья Баранов из "Золотой короны".