Танцы-плюс

26 апреля 2004, 00:00

Новый спектакль Юрия Еремина напоминает киоск с подарками из тех, что стоят в подземных переходах. Чего только нет в его "Учителе танцев" - и целая роща почти настоящих деревьев, и луна, и солнце, и стайка велосипедов, на которых раскатывают герои, и дрессированная коза. И, наконец, пожилой балетный танцор Гедиминас Таранда, профессионально выделывающий фуэте и батманы в роли учителя танцев.

Прибавьте к этому, что Еремин почти целиком переписал стихотворную пьесу Лопе де Веги прозой, перенес действие в belle epoche, время, когда Первая мировая война уже закончилась, а Гражданская еще не началась, и переписал всю сюжетную линию, связанную с отношениями двух сестер - героинь "Учителя танцев".

У Лопе сестры - положительная Флорела и отрицательная Фелисьяна - почти ровесницы. В Театре им. Моссовета кастинг вынудил режиссера переделать пьесу. Душечку Флорелу сыграла Екатерина Гусева - жена Саши Белого в сериале "Бригада". А роль Фелисьяны досталась примадонне театра Ольге Остроумовой. Пришлось объяснять зрителям, что Фелисьяна старше Флорелы чуть не вдвое, что она уже четырнадцать лет замужем, а недотепа муж так и не удосужился сделать ей ребенка, что у нее трудная женская доля и она заслуживает всяческого сочувствия.

Но настоящего сочувствия заслуживает танцор Таранда, тщетно пытающийся переиграть легендарного Владимира Зельдина - главного советского учителя танцев. Таранда грациозно разводит руками, ловко подпрыгивает на одной ножке и с достоинством поддерживает пластичную Екатерину Гусеву. Но большая сцена беспощадно выявляет недостаток актерского темперамента, а ужасный костюм - недостатки фигуры. Он проигрывает Зельдину с разгромным счетом.

Судорожные попытки режиссера поразить нас спецэффектами - козой, луной и Тарандой - свидетельствуют о страшном затоваривании на рынке комедий. Чуть не каждый месяц ближайшие конкуренты Театра им. Моссовета - и Театр сатиры, и Театр Маяковского, и Театр "Эрмитаж" - радуют потребителя свежими комическими спектаклями. Все их приемы давно известны, все трюки вроде того, что используется в "Учителе танцев", - "жена, любовник, ночь, сеновал" - давно опробованы. Как и продавцы никому не нужных подарков, режиссеры пытаются одолеть конкурентов, расширяя ассортимент театральных приемов. Смешнее, еще смешнее, смешно, как только возможно. В результате спектакль превращается в набор нелепых аттракционов. Зритель хлопает неохотно и мечтает о трагедии.