Выставка работ сталинского архитектора Алексея Душкина, открывшаяся в Музее архитектуры, могла бы стать парадно-юбилейным событием (как-никак отмечаем столетие), если бы не мрачноватый контекст нынешней московской архитектурной жизни.
Душкин, никогда не значившийся в списке наших главных архитектурных знаменитостей, вроде Мельникова или Жолтовского, является тем не менее творцом едва ли не самого знаменитого памятника советской архитектуры - станции метро "Маяковская". По его же проекту выстроены и несомненно лучшая станция "Кропоткинская", и абсолютно сюрреалистическая "Площадь Революции", где пассажир постоянно чувствует на себе взгляды бронзовых рабочих, солдат и матросов. Мода на ар-деко, охватившая в последнее десятилетие Россию, и вовсе превратила "Маяковку" в настоящий "хит сезона", потому как если что-то из нашей предвоенной архитектуры и "тянет" по-настоящему на почетную должность российского ар-деко, то это, конечно же, "Маяковка" - с ее совершенным балансом авангарда и классики, с ее "прогрессивными" стальными дугами арок и "ретроспективными" фонарями и мозаиками в овальных плафонах.
Теперь же, после сноса гостиницы "Москва" и "Военторга", после пожара в Манеже, в предчувствии угрозы "полной реконструкции" (то есть уничтожения ради нового строительства), нависшей над гостиницей "Пекин" и центральным "Детским миром" самого Душкина, каждая подобная выставка выглядит как иллюстрация то ли к какой-то красной книге, то ли к черному списку, то ли к поминальнику. Вот и смотришь выставку с одной мыслью: выйдешь сейчас на улицу да и не досчитаешься какого-нибудь из ее экспонатов.