Компания "Дальсвязь" - самая быстрорастущая компания из семи межрегиональных операторов "Связьинвеста" (сегодня ее рыночная капитализация составляет более 153 млн долларов). Она была образована в ноябре 2002 года путем слияния семи телекоммуникационных операторов Дальнего Востока. С момента объединения прошло полтора года, и уже можно судить о результатах. О них рассказал "Эксперту" генеральный директор ОАО "Дальсвязь" Игорь Заболотный:
- Мы закончили фазу формальной реорганизации компании и практически завершаем фазу объединения бизнесов. Наши семь филиалов были разобщены, в каждом регионе своя специфика работы. Мы не потеряли управляемости, продолжаем развитие наших фиксированных сетей (и первичной, и вторичной сети - это тоже очень важно), а также направляем инвестиции на развитие других технологий. За год мы повысили телефонную плотность до 20 линий на сто жителей (на Камчатке - уже 40-42 линии, это почти столько, сколько в Японии - 45-48 линий на сто жителей). И можем спокойно дорастить рынок до 35-37 линий. Но наша задача состоит не только в том, чтобы освоить большой рынок фиксированной телефонии. Нужно, чтобы все наши дополнительные виды сервиса не "потерялись" по дороге. "Дальсвязь" успешно справляется с этой задачей: 10-11 процентов всех доходов - доходы от дополнительных видов сервиса.
- При объединении компаний в одну неизбежны и риски...
- Не всем была понятна процедура бюджетирования компании. Сейчас деньги консолидируются на счете компании и с него через казначейство распределяются по всем филиалам. То есть ни у одного из филиалов нет свободы распоряжаться своими денежными средствами. Это упрощает наши взаимоотношения и с филиалами, и с налоговыми органами. Теперь мы ставим цель расширить клиентскую базу и снизить издержки. Кстати, они у нас составляют 82-85 копеек на рубль доходов - и это понятно, учитывая специфику региона (огромная территория и низкая плотность населения). Но у нас нет убыточных проектов. Мы смещаем очередность приоритетов: где сконцентрирован рынок, там мы и будем работать в первую очередь. Регионы-лидеры - Приморье, Хабаровский край, Сахалин. Кстати, на Сахалине мы себя по-новому позиционируем. Две недели назад в Японии было подписано соглашение с Sumitomo Corporation о том, что мы включаемся в проект "Сахалин-2" в части телекоммуникаций. Мы включаем свои "волокна" в телекоммуникационный проект, и, соответственно, наша внутризоновая трасса пересечет с севера на юг весь Сахалин вместе с проектом "Сахалин-2".
- В этом году "Дальсвязь" объявила о продаже "ПримТелефона", ДВСС и NMT-активов. Вы смещаете акцент на фиксированную связь?
- Да, эти сделки должны скоро завершиться. Мы руководствовались несколькими аргументами: у "Дальсвязи" нет контроля в этих компаниях и нет возможности его получить, а у самих компаний нет дивидендной истории. К примеру, в компании "ПримТелефон" у нас было 50 процентов акций, а другая половина принадлежала МТС. Но зачем порождать конфликтную ситуацию на непонятном поле? Нельзя говорить о том, что мы уходим из мобильного бизнеса, - наоборот, стараемся нарастить свои преимущества: хотим выкупить контроль у двух мобильных операторов. Это сахалинская и приморская компании. Естественно, мы не собираемся конкурировать с мобильными операторами федерального уровня - у каждого свои ниши. Но у нас есть три преимущества. Мы - локальный оператор и можем обеспечить широкое качественное покрытие. При этом мы предлагаем более широкий спектр дополнительных сервисов, связанных с переходом от мобильных сетей к фиксированным. И, что важно, мы можем пакетировать услуги.
- Тарифы на связь колеблются - даже в одном регионе, не говоря уже обо всем Дальневосточном федеральном округе). Как это соотносится с позицией МАП, в соответствии с которой тарифы на предоставляемые услуги внутри объединенных компаний внутри федерального округа должны быть едиными?
- Совершенно верно, пока цены дифференцированны. Мы ходатайствовали об этом перед МАП России. Сегодня все регионы, входящие в состав "Дальсвязи" и обслуживаемые "Дальсвязью", делятся на районы, и каждый район имеет свой коэффициент (северный, дальневосточный), а значит, цены в этих регионах тоже разнятся. Мы хотели бы, чтобы цены на наши услуги были разбиты на северную и южную группы. Скажем, цена на фиксированный телефон Сахалина и цена в Приморье должна быть разной. Это объяснимо, потому что затраты на работу в этих регионах разные. Но цена на проводную телефонию юга Хабаровского края не может отличаться от цены на фиксированный телефон севера Приморского края.
Мне кажется, ситуация будет меняться в зависимости от темпов роста доходов казны и населения на Дальнем Востоке. В любой стране три-четыре процента из своих расходов человек тратит на телекоммуникации. Вопрос в том, где вы находитесь. Например, в Японии, где среднедушевой доход соответствующий, ARPU у мобильного оператора составляет примерно 85 долларов. Снились ли нам такие цифры? Российский рынок телекоммуникаций развивается так же, как и другие рынки. Если будут расти доходы населения, мы обеспечим адекватный рост. Я думаю, двух-трех лет будет достаточно для того, чтобы степень проникновения мобильной телефонии была примерно такой же, как и в Москве.