Греческая буква "сигма" используется в статистике для обозначения возможного отклонения от нормы. Метод Шесть Сигма позволяет путем точного анализа определять и контролировать качество продукта или процесса.
Допустим, вы должны доставить пиццу в нужный клиенту промежуток времени. Если вам удается сделать это в 68% случаев, вы находитесь на уровне "двух сигм". Если заказчик получил пиццу вовремя в 93% случаев - это "три сигмы". А уровень шести сигм - это 99,9997%. Чем больше компания, тем важнее для нее минимизировать количество дефектов - ведь если клиентов много, то и процент недовольных может оказаться весьма внушительным. Например, если вы производите миллион автомобилей и работаете на уровне трех сигм, то 66800 (!) авто будут иметь какой-либо дефект.
В Шесть Сигма есть своя иерархия. На нижнем уровне находятся так называемые зеленые пояса, по аналогии с карате. Это люди, которые в целом представляют, о чем речь и зачем Шесть Сигма нужна лично им. Они могут сочетать повседневные обязанности и работу по методу Шесть Сигма. Более продвинутые - обладатели "черных поясов", которые работают в основном по этой методике. Эти люди могут не только не согласиться с будущим решением, но и оспорить уже принятое несколько лет назад и предложить его пересмотреть. Совсем немногочисленные - это "мастера черного пояса", которые могут консультировать в сложных случаях. К концу 2004 года все сотрудники 3М должны получить "зеленый пояс".
3М не является пионером методологии Шесть Сигма. Например, в компании Motorola этот принцип использовался для повышения качества продукции и позволил за короткое время добиться больших успехов и даже получить премию за качество товаров.
Allied Signal внедряла Шесть Сигма уже не только для контроля за производством, но и для вывода своих продуктов на рынок. Благодаря Шесть Сигма период с момента конструирования авиатурбин до сертификации уменьшился с 42 до 33 месяцев.
Но настоящей школой Шесть Сигма считается General Electric, которая применила этот принцип во всех аспектах своего бизнеса - и при создании дизайна, и для контроля счетов и т. д. Благодаря этой методологии GE в 1999 году удалось получить более 2 млрд долларов дополнительного дохода. Именно во время работы в GE Джеймс Макнерни познакомился с методикой Шесть Сигма и позже перенес ее в 3М. В этой компании методология Шесть Сигма должна выйти на новый уровень - это первая компания, которая намерена внедрить эту систему в области роста, в том числе в работе с клиентами.