Игра на вылет

Международный бизнес
Москва, 17.05.2004
«Эксперт» №18 (419)
В борьбе за пассажиров европейские авиакомпании начали очередную ценовую войну. Уже есть первые жертвы, но конкуренция будет ужесточаться и дальше, так что можно ждать новых банкротств

В начале мая малобюджетная британская авиакомпания EasyJet объявила о возможном резком снижении прибылей, после чего котировки ее акций за день упали на 25%. Как заявил президент компании Рэй Уэбстер, ценовая политика малобюджетных авиалиний "нереалистична" и приведет к потере прибыли и банкротствам. На самом деле отрасль в кризисе -только за последние три недели банкротство признали сразу три малобюджетника: британская Duo, ирландская Jet Magic и финская Flying Finn. А основной конкурент EasyJet, ирландская Ryanair, объявила о снижении прогнозируемой доходности еще в январе.

Период бурного роста малобюджетных авиакомпаний завершился. Начался этап жесткой конкурентной борьбы, в которой выживут немногие. Угроза нависла и над европейскими национальными перевозчиками, прежде всего над теми из них, которые в основном обслуживают европейские маршруты. Крупным же авиакомпаниям, вроде British Airways, Lufthansa, Iberia, Air France-KLM, придется делать ставку на дальние межрегиональные рейсы.

Новая эра

Появление малобюджетных компаний в конце 90-х произвело революцию в европейском авиатранспорте. Благодаря политике "открытого неба" в рамках Евросоюза, европейские компании получили возможность летать в любой аэропорт. Маркетинговые нововведения и оптимизация расходов привели к появлению компаний no frills - "без излишеств". Пассажирам были предложены рейсы в не самые удобные, часто региональные аэропорты, в не самое удобное время, без питания, а порой и без стюардесс и в менее комфортабельных салонах. Зато стоимость билетов при предварительной покупке (приобрести их можно было только через Интернет) компенсировала все неудобства - экономия составляла 100 и более процентов. Подобные рейсы быстро стали популярны - число "малобюджетных" пассажиров за восемь лет выросло в десять раз, достигнув почти 2 млн человек в неделю.

"Благодаря малобюджетным авиакомпаниям пассажиры смогли приобретать билеты, например, из Лондона в Италию или Испанию за сумму, эквивалентную стоимости ужина в ресторане. Это радикально снизило цены на рейсы традиционных авиакомпаний, которые были вынуждены отреагировать на предложения малобюджетников. В результате средняя стоимость билетов на европейских рейсах таких компаний, как British Airways или Air France, снизилась на последние годы на 50-70 процентов", - рассказал "Эксперту" экономист консалтинговой компании Aviation Economics Кевин Доссинг. Традиционным авиакомпаниям пришлось закрыть некоторые из своих рейсов на европейских направлениях: они не выдерживали конкуренции с no frills. Малобюджетники стали законодателями мод: теперь даже традиционные авиакомпании более половины билетов продают через Интернет.

Ценовая война

Однако малобюджетные авиакомпании оказались заложниками своего успеха. Либерализация рынка авиаперевозок, благодаря которой по модели EasyJet и Ryanair стали создаваться десятки новых компаний-клонов, а также снижение цен привели к тому, что норма прибыли в бизнесе начала резко падать. Всего два года назад Ryanair б

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (419) 17 мая 2004
    Чечня
    Содержание:
    Войны не будет

    После гибели президента Чечни Ахмада Кадырова подлинную власть в республике олицетворяет только федеральный центр

    Русский бизнес
    Наука и технологии
    Книги
    На улице Правды
    Реклама