Борьба за китайский пивной рынок

Международный бизнес
Москва, 17.05.2004
«Эксперт» №18 (419)

За контроль над китайской пивоваренной компанией Harbin Brewery Group развернулась беспрецедентная борьба между двумя ведущими пивоваренными компаниями мира - SABMiller и Anheuser-Busch. В начале мая американская Anheuser-Busch за 139 млн долларов приобрела 29,1% акций Harbin Brewery, после чего обе западные корпорации стали обладателями примерно одинаковых пакетов акций китайской компании (на долю британской SABMiller приходится 29,4% акций Harbin Brewery). Буквально спустя несколько дней SABMiller предложила акционерам китайской компании продать 70,6% акций (то есть все недостающие ей для полного контроля акции) за 391 млн долларов. Под влиянием ожиданий инвесторов, что Anheuser-Busch предложит еще более высокую цену, стоимость акций Harbin Brewery Group на Гонконгской бирже подскочила на целых 49%.

Китайский пивной рынок, который оценивается в 6 млрд долларов, весьма привлекателен для иностранных инвесторов. Во-первых, по сравнению с рынками Европы, США и Японии он относительно слабо насыщен. В среднем китаец потребляет пока лишь 19 литров пива в год (11 литров в 1997 году), тогда как южнокореец - 39 литров, японец - 53 литра, австралиец - 80 литров, а американец - 86 литров. Во-вторых, производство пива - одна из немногих отраслей промышленности в Китае, где правительство не вводит ограничений на собственность иностранных компаний. Собственно, сама история с Harbin Brewery показывает: ситуация, в которой две иностранные компании свободно борются за контроль над китайской компанией, акции которой котируются в Гонконге, уникальна. В-третьих, пивной рынок достаточно быстро консолидируется. Если еще год назад 40% пивного рынка Китая контролировали десять пивоваренных групп, то сегодня уже только пять групп. И хороших пивоваренных компаний, которые могут быть привлекательны для иностранных покупателей, не так много. Harbin Brewery из их числа - по мнению многих аналитиков, компания, которая будет контролировать Harbin Brewery, получит весь рынок пива на северо-востоке Китая.

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (419) 17 мая 2004
    Чечня
    Содержание:
    Войны не будет

    После гибели президента Чечни Ахмада Кадырова подлинную власть в республике олицетворяет только федеральный центр

    Русский бизнес
    Наука и технологии
    Книги
    На улице Правды
    Реклама