Погоня за легкими деньгами

Ирина Коробкова
17 мая 2004, 00:00

В 2003 году вполне активно развивались реальные виды страхования. И тем не менее на страховой рынок вернулись зарплатные схемы

Высокий уровень выплат, зафиксированный в 2003 году, свидетельствует о том, что зарплатное страхование вновь популярно. Страховщики приспособились к новым требованиям законодательства и начали заключать договоры на срок более пяти лет - это обязательное условие для того, чтобы воспользоваться услугами льготного налогообложения. Правда, список лидеров в этой области (речь идет о компаниях, у которых 90% операций приходится на страхование жизни, а уровень выплат совпадает со взносами либо превосходит их) кардинально поменялся - на первый план вышли компании-однодневки. Именно они показали в 2003 году феноменально высокие темпы роста сбора страховой премии. Такая ситуация сохранится до тех пор, пока существует высокий спрос на услуги страховщиков по налоговой оптимизации. В то же время компании, заботящиеся о своей репутации, сворачивают "схемный бизнес" даже ценой общего сокращения показателя сбора страховой премии. По данным Минфина, из семи крупных страховщиков, сокративших в прошедшем году объем начисленной премии, пять сделали это преимущественно за счет операций по страхованию жизни. Но, как говорится, свято место пусто не бывает - на смену им приходят новые компании, готовые предлагать подобные услуги.

Классические страховые компании, которые в 2002 году отказались или почти отказались от зарплатных схем, тем не менее не должны огорчаться - активно стало развиваться накопительное страхование жизни. В отдельных компаниях сборы страховой премии по этому виду приросли почти на 90% по сравнению с предыдущим годом. По словам Юрия Решетняка, генерального директора Национальной страховой группы (НСГ), значительную динамику обеспечило широкое распространение ипотечного кредитования, в котором одно из условий - долгосрочное страхование жизни заемщика. Впрочем, интерес к накопительному страхованию жизни обусловлен не только системой выдачи кредитов, да и страховщики пытаются сделать этот вид более привлекательным - устанавливают проценты инвестиционного дохода на страховую сумму.

О лидерах

Автогражданка оказалась значительным подспорьем для страховщиков в 2003 году: по оценкам рейтингового агентства "Эксперт РА", ОСАГО дало 8,3% роста объемов страховой премии. Всего же в прошлом году страховщики собрали 434 млрд рублей, что на 44% больше, чем в 2002 году (см. график 1).

На рынке реального страхования по-прежнему лидируют менее двадцати страховщиков (см. таблицу 1). Сюрпризов нет, в списке крупнейших только те, кто заявил об активном присутствии на рынке и развивал реальное страхование. Единственный новичок - компания "Капитал Страхование" - лишний раз подтверждает сказанное: эта группа, созданная на основе СК "ЛУКойл", превратилась из кэптивного страховщика в универсального. Схожей идеологии придерживалась и группа "Согаз", объединившая под одной крышей страховые компании "Согаз" и "Газпроммедстрах". Благодаря слиянию группа стала лидировать в области добровольного медицинского страхования, однако "Согазу" явно предстоит переосмыслить свою стратегию: в 2003 году его выплаты в области ДМС оказались почти равными взносам (см. таблицу 4).

Открытие года - личное страхование, иное, чем страхование жизни. Рост объемов страховой премии здесь в 2003 году составил 28,5% (для сравнения: в 2002 году рост был 9,6%). Эксперты связывают это с растущей потребностью организаций в добровольном медицинском страховании сотрудников - работодатели используют его как альтернативу прямому повышению зарплат.

В добровольном автостраховании по сравнению с результатами 2002 года лидеры поменялись (см. таблицу 6). Первое место "Росгосстраха" объясняется его лидерством в продаже полисов ОСАГО и кросс-продажами полисов автокаско.

В области страхования грузов как всегда лидирует "Капитал Страхование", что естественно: базовый клиент этой страховой группы - нефтяная компания "ЛУКойл".

Рост объемов страховой премии в области имущественного страхования в 39,5% страховщики объясняют общим экономическим подъемом и, соответственно, ростом спроса на страхование.

Каждому свое

Сильнейшее влияние на рынок оказало введение Закона об обязательном страховании ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО). Далеко не все страховые компании приняли участие в реализации закона, но те, кто получил лицензии, сегодня реально контролируют рынок. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в реализации закона участвуют 158 страховых компаний (всего же их около полутора тысяч). Но не все компании, получившие лицензии, активно продают полисы ОСАГО - львиная доля сборов приходится на двадцатку лидеров этого рынка (см. таблицу 11). Остальные получили лицензии на этот вид страхования только для того, чтобы иметь возможность удовлетворить потребности своих постоянных клиентов.

Таким образом, автогражданка как бы разделила компании на два сектора - на тех, кто ориентируется на привлечение широких клиентских масс, и тех, кто сосредоточился на крупном бизнесе и VIP-клиентах. Путь, который в такой ситуации остается открытым для отечественного страхования, напоминает тот, который выбрали для себя российские банки после финансового кризиса 1998 года - отказ от универсализации в пользу узкой специализации на рознице, либо на работе с крупным бизнесом, либо просто на обналичке.

Основной аргумент первой группы страховщиков - "мы не гонимся за миллионами клиентов на дешевых 'копейках' или даже за сравнительно многочисленными представителями среднего класса на иномарках средней стоимости. Мы обслуживаем крупные предприятия и страхуем их парки или 'берем' действительно дорогостоящие эксклюзивные машины. Меньше возни и убытков". Стоит заметить, что авторы таких высказываний забывают, ради чего, собственно, страховщики боролись за принятие закона. На всех этапах его рассмотрения представители страхового бизнеса упирали на то, что автогражданка, даже убыточная, позволит привлечь множество потенциальных клиентов, ранее не сталкивавшихся со страхованием. А уж тогда-де страховщики смогут на порядок расширить портфели более стабильных и надежных видов - страхования имущества частных лиц, добровольного медицинского страхования и т. д. Страховая культура населения будет повышаться, а его экономические интересы будут защищены, и это бремя будет снято с плеч государства, - говорили сторонники автогражданки. На деле оказалось, что реализацию этих тезисов реально взяли на себя лишь немногие компании. После эйфории первых месяцев сбора премии все больше и больше страховых компаний об этом виде страхования высказываются скептически.

Возможно, разочарование отражает лишь то, что многие компании, получив все необходимые лицензии и разрешения, на деле оказались неспособными создавать инфраструктуру для такой "мелкорозничной" деятельности, как массовое страхование гражданской ответственности.

Абсолютный лидер в области ОСАГО - "Росгосстрах", в 2003 году он заключил 6,295 млн страховых договоров. Лидерство "Росгосстраха" вполне логично - компании досталась наиболее развитая региональная сеть. За ним со значительным отрывом следует "РЕСО-Гарантия", всегда занимавшая активную позицию в продвижении автострахования и агентских продаж. Третье место у "Ингосстраха" - это результат усилий компании по расширению региональной сети.

Неприятности еще будут

Прогнозы развития страхового рынка на 2004 год специалисты дают неоптимистические. Проблемы коренятся именно в нынешней благополучной ситуации. Так, в 2003 году продолжилась тенденция к концентрации капитала в страховом бизнесе. Большинство крупнейших компаний объявило об увеличении собственных средств, что отчасти является реакцией на законодательное требование увеличить минимальный уставный капитал страховых компаний до 30 млн рублей. Требование это, конечно, относится не к 2003 году, а к более позднему периоду, но многие страховщики посчитали нужным заранее приготовиться к новым реалиям. Опоздавших просят не беспокоиться - мелким компаниям на рынке делать нечего. По мнению генерального директора Московской страховой компании Владимира Евстигнеева, им остается разве что перепрофилироваться в филиалы крупных компаний или в страховые брокеры. "Из тысячи четырехсот страховых компаний на рынке может остаться не более семисот", - считает г-н Евстигнеев.

Со стороны регуляторов страхового рынка можно ожидать только ужесточения требований - на фоне общей госполитики в области финансов это неизбежно. В перспективе - увеличение числа нормативных документов от Федеральной службы страхового надзора, ужесточение контроля над деятельностью страховых компаний и налогового контроля. Отраслевики видят неминуемые проблемы и в ближайшем будущем. Причем проблемы возникнут не только в силу действия властей, они будут обусловлены естественными процессами, происходящими на рынке.

"Погоня за ростом брутто-премии ряда компаний вытеснит на второй план вопросы финансовой устойчивости и надежности бизнеса, - считает генеральный директор Страхового дома ВСК Сергей Цикалюк. - Это наблюдалось в прошедшем году, такая ситуация, к сожалению, сохранится и в 2004 году. Хорошая общеэкономическая конъюнктура, введение ОСАГО породили у менеджмента многих страховых компаний некую иллюзию 'богатства'. Но за большими сборами неизменно придут большие выплаты".