Сага об ОСАГО

Спецвыпуск
Москва, 17.05.2004
«Эксперт» №18 (419)
Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) работает не так хорошо, как хотелось бы: мешают частые случаи мошенничества, отсутствие единой базы данных и слабое развитие института независимой экспертизы

Введение Закона об ОСАГО породило множество трудностей, как технических, так и методологических. Доработка закона с учетом пожеланий всех заинтересованных сторон - автовладельцев, страховых компаний, государства - способна превратить его в высокоэффективный инструмент урегулирования материальных претензий при ДТП.

Оставьте в покое тарифы

В обществе сложилось мнение, что важнейшая проблема, связанная с ОСАГО, - адекватность тарифов. При этом приводятся аргументы как в пользу их снижения, так и в пользу повышения. Профессионалы между тем едины во мнении: даже предварительные выводы о справедливости и обоснованности базового тарифа и корректирующих коэффициентов можно будет делать не ранее чем осенью, когда будет накоплена статистика по итогам первого года работы системы ОСАГО. Правильность же тарифных ставок может гарантировать только статистическая база нескольких лет - данных девяти месяцев явно недостаточно для достоверных актуарных расчетов.

Стоит отметить, что опыт стран Западной и Восточной Европы, в том числе бывших союзных республик Прибалтики, свидетельствует: данный вид страхования весьма убыточен, причем убыточность постоянно растет. Сергей Саркисов, гендиректор СК "РЕСО-Гарантия", например, говорит, что традиционно "во всем мире пик убыточности приходится на третий год" работы ОСАГО. Россия вряд ли станет исключением - пока убыточность у нас увеличивается, что подтверждают цифры, приведенные главой РСА Евгением Кургиным (см. график 1).

Но главные проблемы, похоже, впереди. Дело в том, что сейчас люди в основном пытаются компенсировать имущественные убытки, а с распространением информации будет поступать все больше претензий, связанных с нанесением ущерба здоровью и трудоспособности. Так что оценка адекватности тарификации, по всей видимости, откладывается.

Без обмана

Сейчас, вместо того чтобы тратить время на обсуждение тарификации, следует обратить внимание на ряд других проблем - менее заметных, но отнюдь не менее важных.

Прежде всего необходимо отметить частые случаи мошенничества в области ОСАГО. Это оформление полиса задним числом, услуга "полис напрокат", оформление и продажа списанных, похищенных и поддельных бланков, фальсификация обстоятельств ДТП и результатов экспертизы - технической и медицинской. Основными методами борьбы с подобными фактами Евгений Кургин считает обмен информацией между страховщиками и правоохранительными органами, контроль за использованием бланков и спецзнаков, а также создание централизованной базы данных в рамках РСА.

Гендиректор группы "АльфаСтрахование" Владимир Скворцов отмечает, что мошенников хватает среди всех участников рынка. Страхователи пытаются организовывать мнимые аварии, идут на сговор с сотрудниками ГИБДД в случаях, когда выплата не предусмотрена законом или когда хотят завысить стоимость ущерба, агенты продают неучтенные и недействительные полисы. Поэтому "насколько эффективно будет работать закон, будет зависеть от страховщиков, профессиональных и государственных организаций, автовладе

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (419) 17 мая 2004
    Чечня
    Содержание:
    Войны не будет

    После гибели президента Чечни Ахмада Кадырова подлинную власть в республике олицетворяет только федеральный центр

    Русский бизнес
    Наука и технологии
    Книги
    На улице Правды
    Реклама