Метаморфозы

Культура
Москва, 24.05.2004
«Эксперт» №19 (420)
Организаторы "Арх-Москвы" превратили архитектуру в большой спектакль с участием заезжих звезд

То, что событие под названием "Арх-Москва" официально зовется "выставкой архитектуры и дизайна", сегодня кажется недоразумением. Она и правда начиналась когда-то с выставки-ярмарки услуг по украшению интерьеров (то есть того самого дизайна). Но теперь эта "прагматическая" часть, все больше напоминающая парад-алле архитектурных бюро и больших мебельных салонов, окружена таким количеством прочих выставок и событий, что все вместе можно было бы назвать фестивалем. Тем более что необходимое условие для всех фестивалей - гастроли звезд мировой величины - было организаторами "Арх-Москвы" соблюдено.

Пропилеи

Архитектура - не самый зрелищный вид искусства. То есть в городе, конечно, архитектура и есть наше главное зрелище, но как выставочный объект она - сущее наказание. Не секрет, что обычно на архитектурных выставках нас встречают "слепые" чертежи с планами и разрезами, в которых никто ничего не понимает, кроме самих архитекторов, да бесцветные макеты. Даже искренний интерес к архитектуре не всегда спасает от уныния. "Боже мой, как же это смотрят?" - доводилось мне слышать на архитектурных выставках от людей, которые, сощурившись и изогнувшись противоестественным образом, пытались вникнуть в существо представленного в аксонометрическом чертеже объекта. Но на "Арх-Москве" о зрелищной стороне дела заботятся всерьез. Если выставляют постройки, то в лучших фотографиях, если проекты - то рядом с чертежами оказываются компьютерные коллажи, позволяющие увидеть еще не существующее здание в реальной застройке.

Касается все это той части выставки, которая называется "Арх-Каталог". По сути, она является настоящей "выставкой достижений", потому как состоит из новых проектов и построек, которые сообщество критиков назвало лучшими. Идея выставлять каждый год это лучшее родилась из чистого энтузиазма и святой веры в силу пропаганды: если как следует пропагандировать хорошую архитектуру, то ее будет больше. "Арх-Каталог" является своего рода городскими воротами, через которые зрители попадают в раскинувшийся на огромной территории город архитектуры, дизайна, отделочных материалов, светильников и прочих полезных в быту вещей. И как у всяких городских ворот, невдалеке от "Арх-Каталога" расположено небольшое кладбище. Да-да, настоящее кладбище - три аккуратных, ухоженных могилки с заботливо оставленными на плитах стаканчиками и конфетками, с коричневатыми фотографиями на керамических овалах. А на фотографиях: Военторг, гостиница "Москва" и Манеж. Этой грустной и изящной инсталляцией Музей архитектуры почтил память безвременно ушедших памятников подведомственного ему искусства.

Святая простота

В "Арх-Каталоге" же и в самом деле есть на что посмотреть. Джеймс МакАдам (MacAdam Architects) со своими российскими сотрудниками предложил проект реконструкции гостиницы "Пекин" и прилегающих территорий. Поскольку казалось, что после прощания с гостиницей "Москва" мы плавно перейдем к прощанию с "Пекином", отрадно было видеть его целым и невредимым. У МакАдама он лишь получил сосед

Новости партнеров

«Эксперт»
№19 (420) 24 мая 2004
Нефть
Содержание:
Новая нефтяная реальность

Взлет цен на нефть вызван структурной перестройкой глобального нефтяного рынка. Основные центры спроса и предложения смещаются, что создает долгосрочную неопределенность на рынке и толкает цены вверх

Международный бизнес
Наука и технологии
Культура
На улице Правды
Реклама