Двести процентов роста

Спецвыпуск
Москва, 24.05.2004
«Эксперт» №19 (420)
Несмотря на то что объем рынка факторинга за год увеличивается в разы, спрос на эту услугу многократно превышает предложение

Бурный рост потребительского спроса в России, с одной стороны, привел к активному развитию торговли, с другой - резко повысил потребность в оборотном капитале у производителей товаров: поставки в торговую сеть, как правило, производятся с отсрочкой платежа и увеличение объемов отгрузки приводит к дефициту "оборотки". В какой-то мере эту проблему можно решать с помощью кредитов, но такое решение подходит не всем. Во-первых, по кредитам устанавливаются лимиты на одного заемщика, во-вторых, под кредит нужен залог. У крупных предприятий проблем с этим не возникает, у небольших же компаний, а сегодня они поставляют значительный объем товаров в торговую сеть, привлечение кредитов становится серьезнейшей проблемой. В итоге растет спрос на такой источник пополнения оборотных средств, где не потребуется залог, кредитная история и все прочее, что необходимо для получения кредита.

Банкирам такой инструмент известен - это факторинг, и в последнее время все больше банков пытается предлагать эту услугу своим клиентам. "В прошлом году начался настоящий бум предложения факторинговых услуг в России, - говорит председатель правления национальной факторинговой компании 'Уралсиб-НИКойл' Михаил Трейвиш. - Буквально каждую неделю мы узнавали о начале факторинговой программы в том или ином банке. По нашим расчетам, на сегодняшний день около 70 российских банков заявили, что они уже занимаются или собираются заниматься факторингом".

Напомним, что факторинг - это, попросту говоря, кредитование компании-продавца под уступку прав денежного требования с покупателя. Сумма кредита обычно составляет 80-90% стоимости товара; срок, как правило, до трех месяцев. Кроме непосредственного финансирования банк-кредитор (фактор) предоставляет клиенту пакет информационных услуг, включающий в себя учет дебиторской задолженности клиента и регулярные отчеты о ее состоянии. Фактор берет на себя и контроль за своевременностью платежей по поставкам со стороны дебиторов.

Таким образом, пользуясь услугами факторинга, продавец товара получает возможность превратить задолженность покупателей в живые деньги, пополнить оборотные средства и ликвидировать кассовые разрывы, а еще уменьшить риски, связанные с задержкой платежа. Банк-кредитор получает за услуги факторинга дополнительное вознаграждение - факторинговую комиссию. "Комиссия за факторинг складывается из трех составляющих, - рассказывает начальник отдела факторинга АМИ-банка Вадим Бирулин. - Первая - это плата за обработку документов, вторая - за административное управление, которое включает в себя учет состояния дебиторской задолженности и регулярное представление подробных отчетов, контроль своевременности платежей, работу с дебиторами и консультирование клиентов. Третья составляющая - стоимость денег. Тарифы разработаны таким образом, чтобы стимулировать клиента на развитие бизнеса. Так при определенном увеличении оборотов и количества постоянных покупателей комиссия за факторинг становится практически равной стоимости кредита. А если уче

Новости партнеров

«Эксперт»
№19 (420) 24 мая 2004
Нефть
Содержание:
Новая нефтяная реальность

Взлет цен на нефть вызван структурной перестройкой глобального нефтяного рынка. Основные центры спроса и предложения смещаются, что создает долгосрочную неопределенность на рынке и толкает цены вверх

Международный бизнес
Наука и технологии
Культура
На улице Правды
Реклама